Итоги года для Азербайджана: внутренние реформы и многосторонняя внешняя политика

Итоги года для Азербайджана: внутренние реформы и многосторонняя внешняя политика

Политика Азербайджана была необычайно динамичной в 2019 году. Президент Ильхам Алиев продолжил реформы, начатые несколькими годами ранее, но каждый месяц удивлял местных и международных наблюдателей, объявляя о различных нововведениях и назначениях. Jamestown Foundation в материале A Year in Review: Azerbaijan Pursues Internal Reforms and External Multilateralism пишет, что действия президента на протяжении 2019 года почти завершили переход государственного управления к молодому поколению. Экономика Азербайджана улучшилась в соответствии с показателями ряда международных организаций.

В соседних регионах политический динамизм, обычно идущий за счет протестов недовольных масс, в большинстве случаев приводит к беспорядкам. А в Азербайджане президент проводит реформы сверху вниз и осуществляет плавный и бесперебойный переход к молодому поколению чиновников. В частности, 20 июня 2019 года президент Алиев перевел исполняющего обязанности Рамиля Усубова с поста министра внутренних дел на пост секретаря Совета безопасности Азербайджана. Усубов сыграл важную роль в борьбе с попытками государственного переворотов и преступлениями в стране, превратив Азербайджан в одно из самых безопасных государств в регионе. 

По мнению наблюдателей, одна из самых важных кадровых перестановок в прошлом году произошла в канцелярии президента. 23 октября глава государства отправил в отставку Рамиза Мехтиева, который возглавлял администрацию президента с 1995 года, и заменил его на Самира Нуриева, выпускника Университета Дьюка. Затем Алиев назначил Мехтиева в Совет безопасности. Также была изменена вся структура администрации президента и привлечено новое поколение молодых и энергичных чиновников. Анар Алекперов был назначен помощником президента; Гюндуз Керимов, выпускник Индианского университета, завотделом законодательства и правовой политики администрации; Шахмар Мовсумов, выпускник Гарвардского университета, возглавил Департамент по экономическим вопросам и политике инновационного развития. Мовсумов, занимавший ранее должность генерального директора Государственного нефтяного фонда Азербайджана, сыграл важную роль в эффективном управлении нефтяными доходами и нескольких стратегических региональных инфраструктурных проектах. Только в прошлом году доходы Государственного нефтяного фонда Азербайджана увеличились более чем на $4 млрд, из которых по меньшей мере $1,8 млрд были получены не за счет увеличения продаж, а за счет более эффективного управления существующими доходами.

8 октября 2019 года президент назначил премьер-министром экономиста Али Асадова, который занялся дальнейшей реструктуризацией кабинета. 23 октября президент Алиев объединил министерство экономики с министерством по налогам и рядом других государственных учреждений и назначил Микаила Джаббарова, выпускника Юридической школы Макджорджа (Тихоокеанский университет, Сакраменто, Калифорния), руководить расширенным министерством. Джаббаров на своих предыдущих должностях в качестве министра образования (2013–2017 годы) и министра налогов (2017–2019 годы) продемонстрировал успешное, эффективное управление и инициировал революционные реформы в подконтрольных ему правительственных органах. Только в прошлом году Министерство налогов собрало на 415 млн манатов ($244 млн) больше, чем прогнозировалось, благодаря успешной политике борьбы с теневой экономикой и выстраиванию более дружеских отношений с бизнесом.

В соответствии с президентской программой реформ правящая партия ”Новый Азербайджан” распустила парламент 2 декабря 2019 года и согласилась провести досрочные парламентские выборы. Парламент заявил, что целью роспуска является повышение эффективности законодательства и адаптация более глубоких стратегических реформ. В тот же день Конституционный суд постановил, что требование главы исполнительной власти о роспуске парламента было юридически обоснованным, а глава государства, в свою очередь, подписал указ о назначении досрочных выборов на 9 февраля 2020 года. Оппозиционные партии, в том числе ”Мусават” и "Республиканская альтернатива" уже выдвинули своих кандидатов для участия в предстоящих выборах.

С 1993 года как руководство, так и общество Азербайджана проявляют осторожность в отношении любых безответственных или не выверенных политических шагов, которые могут дестабилизировать ситуацию в стране и регионе. Первые два года независимости привили государству стратегическое терпение и научили расставлять приоритеты, которые сохраняются и по сей день. Неопытное руководство 1992–1993 годов практически спровоцировало гражданскую войну, и Армения, воспользовавшись политической нестабильностью, оккупировала территории Азербайджана.

С тех пор приоритеты Азербайджана – стабильность, непрерывность и предсказуемость во внутренней политике наряду с последовательными отношениями с соседями и международными партнерами.

В прошлом году президент неоднократно подчеркивал важность приверженности проверенной временем внешней политике Баку. Несмотря на риски и давление, присущие сложному региону, в котором расположен Азербайджан, приверженность последовательной внешней политике позволила стране реализовать ряд революционных энергетических и инфраструктурных проектов, которые будут влиять на геополитику региона в течение десятилетий.

30 ноября 2019 года лидеры Азербайджана и Турции открыли Трансанатолийский газопровод (TANAP), который будет поставлять азербайджанский природный газ в Турцию и Европу. Но, пожалуй, самым заметным событием внешней политики Азербайджана в 2019 году стал 18-й саммит Движения неприсоединения, который прошел в Баку 25–26 октября и в котором приняли участие делегации из более чем 120 государств. Для небольшой страны в условиях непростой глобальной ситуации участие в Движении неприсоединения стало одним из центральных элементов многосторонней внешней политики.

Однако в прошлом году не наблюдалось реального прогресса в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, несмотря на первоначальные надежды в начале 2019 года. Ереван в значительной степени придерживался своей стратегии, чтобы сохранить статус-кво. До конца прошлого лета армянские чиновники последовательно утверждали, что не могут говорить от имени этнических армян сепаратистского Карабаха. Но неожиданно 5 августа премьер-министр Никол Пашинян, выступая перед собравшимися на оккупированных территориях, заявил что ”Карабах - это Армения, и все”, тем самым обострив напряженность между двумя странами. В ответ 3 октября президент Азербайджана, обращаясь к международной аудитории, сказал, что ”Карабах - это Азербайджан, восклицательный знак”, тем самым демонстрируя решимость своего правительства разрешить карабахский конфликт только в соответствии с принципом сохранения территориальной целостности.

Президент Алиев неоднократно заявлял, что Азербайджан проводит активную внутреннюю и внешнюю политику, направленную на укрепление регионального лидерства и преобразования страны в более безопасное и процветающее государство. Таким образом, можно ожидать, что в ближайшие годы Баку продолжит темпы недавних реформ, которые, в конечном счете, также помогут в разрешении конфликта с Арменией.

5605 просмотров



Вестник Кавказа

во Вконтакте

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!