Вестник Кавказа

Фактор воды в карабахском конфликте

Jamestown Foundation
Фактор воды в карабахском конфликте

Армянские силы продолжают стрелять по территории Азербайджана. 22 октября ВС Армении выпустили баллистические ракеты "СКАД" по расположенным в 150 км от зоны боевых действий азербайджанским городам. Обломки одной ракеты упали недалеко от водопровода Огуз – Габала - Баку, снабжающий питьевой водой Апшеронский полуостров и имеющий особое стратегическое значение для Азербайджана. Jamestown Foundation пишет, что ракетный обстрел - из серии подобных атак по городам и стратегической инфраструктуре за пределами зоны карабахского конфликта.

Ракеты были нацелены на Мингячевир, в котором находится важное водохранилище и гидроэлектростанция. Нехватка воды и риск засухи долгое время были поводами для беспокойства в Азербайджане, который сильно зависит от запасов воды для питья и ирригации в бассейне реки Кура-Аракс, который также расположен на территориях Грузии и Армении. Трубопровод Огуз – Габала - Баку перекачивает воду, получаемую из местных источников на севере Азербайджана. Власти неоднократно предпринимали попытки решить проблему водной безопасности страны, в основном путем бурения скважин. Летом президент Ильхам Алиев вновь затронул эту тему, назвав ее одной из главных в повестке дня своей администрации.

Одним из первых шагов, последовавших за возвращением Азербайджаном территорий, было объявление тендера на техническое обслуживание и развитие водных объектов на бывших оккупированных землях. Для многих захваченных территорий стратегическое значение имеет вопрос водных ресурсов, в том числе для Худаферина и Суговушана (бывший Мадагиз). В частности, в Суговушане находится водохранилище, которое играет ключевую роль в работе водохозяйственного комплекса Сарсанг. Водохранилище Сарсанг на реке Тертер было построено еще советскими властями для обеспечения района нижнего Карабаха. Он расположен в горах и де-факто контролируется поддерживаемыми Ереваном сепаратистскими силами. Сарсанг используется как для производства электроэнергии, так и для обеспечения населения питьевой и поливной водой. Мадагизское водохранилище меньшего размера расположено в 20 км ниже по течению и питает оросительные каналы, предназначенные для обслуживания низинных регионов (Агдам, Агджабеди, Барда, Геранбой, Тертер, Евлах). До 1994 года годовое водопотребление в регионе оценивалось примерно в 700 миллионов кубических метров. Но до нынешнего наступления азербайджанских сил использование более 90% 22-километрового канала от Сарсанга до близлежащих низменностей Азербайджана было невозможно.

Контроль над этой территорией позволил Еревану использовать Сарсанг в качестве политического рычага во время небоевых этапов продолжающегося три десятилетия карабахского конфликта. Фактически, удерживая верхнюю по течению и главную ветку водного комплекса, так называемые власти Карабаха контролировали водный баланс. Исследование 2015 года, проведенное Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ), выявило многочисленные экологические и социальные последствия отказа от сотрудничества в контроле над водохранилищем. Согласно докладу, приток воды из Сарсанга сокращался в летние месяцы, когда он больше всего необходим, что привело к нехватке воды для сельскохозяйственных целей. Более того, отсутствие технического обслуживания водохранилища и отказ в доступе независимым экспертам не только вызвали опасения по поводу повреждения конструкций, но и помешали использованию воды Сарсанга в качестве питьевой из-за опасений, что она может быть загрязнена.

Азербайджану пришлось установить систему насосов и колодцев для грунтовых вод, что является более дорогостоящим и разрушительным для окружающей среды, может привести к засолению почвы и снижению продуктивности сельского хозяйства. После публикации отчета в 2015 году ПАСЕ одобрила резолюцию в 2016 году, в которой ситуация описывалась как гуманитарная проблема. В резолюции содержалась просьба о необходимости вывода вооруженных сил Армении из этого района, предоставления доступа независимым инженерам и международным надзорным органам для наблюдения за справедливой эксплуатацией объекта. Более того, общеевропейский орган по демократизации и правам человека определил нынешнюю ситуацию как "экологическую агрессию", сославшись на Водную конвенцию ООН 1992 года.

22 октября президент Алиев опубликовал твит, в котором обвинил Армению в совершении "экологического террора" и призвал к развитию сельского хозяйства на захваченных территориях.

На протяжении всего так называемого "замороженного конфликта" водный фактор оставался крайне важным. Пытаясь атаковать водные объекты, в частности, жизненно важный трубопровод Огуз – Габала - Баку, армянские силы стремятся подорвать моральный дух гражданского населения Азербайджана.

Во время предыдущей вспышки серьезных столкновений в июле этого года эксперты и наблюдатели выразили озабоченность безопасностью азербайджанских нефтегазовых объектов, которые позволяют стране экспортировать свои энергоресурсы на мировой рынок. На этот раз армянские силы сосредоточились на водохозяйственных сооружениях, чтобы нанести ущерб азербайджанскому народу.

Учитывая огромные успехи азербайджанских вооруженных сил в последние недели в постепенном подавлении армянских сил, стратегия Еревана заключается в ведении асимметричной войны, направленной на подрыв морального духа и выносливости врага путем лишения его базовых благ. Этим Ереван занимался и ранее, но до сих пор он в основном ограничивалась оккупированными территориями. Теперь с использованием баллистических ракет стратегия Армении заключается в том, чтобы выйти за пределы оккупированных регионов, в том числе ценой жизней мирных жителей.

23875 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ