Согласованный после двух месяцев дискуссий 18-й пакет ограничений против России вводит запрет на поставки в Евросоюз нефтепродуктов на основе российской нефти.
Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на источники, санкции, в частности, затронут автомобильное и авиационное топливо на основе нефти из России, а также мазут.
В рамках новых ограничений снизится потолок цен на российскую нефть до $47,6 за баррель. Помимо этого, будут введены санкции против "Северного потока" и нефтеперерабатывающего завода "Роснефти" в Индии.
Кроме того, глава дипломатической службы ЕС Кая Каллас заявила, что санкции коснутся еще 105 танкеров, которые перевозят нефть из России по рыночной цене.
На что повлияют новые санкции ЕС?
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание, что новые санкции ЕС в нефтяном секторе не окажут практически никакого воздействия на Россию.
"Я не думаю, что кто-то пострадает от их мер. Нынешний санкционный пакет во многом медийный, он рассчитан на пиар действий ЕС против России – не зря еврочиновники утверждают, что это самый жесткий пакет антироссийских санкций. На самом деле это далеко не так. По-настоящему жесткими были запреты на импорт российской нефти морским транспортом, на импорт нефтепродуктов и импорт угля из РФ. Те запреты вызвали тектонические изменения на глобальном рынке энергоресурсов. Нынешний пакет в сравнении с ними незначителен", - прежде всего сказал он.
"Характерный пункт в новом пакете – санкции против "Северного потока", который и так не работает. Настолько же бесполезен и пункт о понижении потолка цены на российскую нефть. Во-первых, он понижен не синхронно на уровне всех стран G7, как это было изначально, а только внутри Евросоюза – это означает, что перевозчики будут соблюдать скорее американские санкции, чем европейские. Также есть "теневой флот", который перевозит российскую нефть, игнорируя потолок цены, и ему все равно, игнорировать $60 за баррель или $47. Поскольку европейцы сами не импортируют российскую нефть по морю с 2022 года, новый пакет абсолютно ничего не изменит", - подчеркнул Игорь Юшков.
Единственная относительно эффективная новая мера давления на РФ – запрет нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. "Тут надо сказать, что нефтепродукты в ЕС поставляют страны Юго-Восточной Европы, Турция, которая по сути занимается реэкспортом российского дизеля и мазута, Алжир, частично США. Много производят сами европейцы, импортируют нефть и перерабатывают внутри. Естественно, экспортируют нефтепродукты в ЕС ближневосточные государства и Индия. Раньше крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в ЕС была Россия, а теперь это Индия, производящая их в том числе из российской нефти", - отметил он.
"Во многом текущий пакет санкций – это попытка продемонстрировать, что Евросоюз продолжает давить на Россию, уже без расчета, что новые ограничения действительно что-то изменят. Еврочиновники не будут это объяснять европейцам. Для покупателей концепция "потолка цены" вовсе ничего не значит – это ведь не та цена, выше которой нельзя покупать российскую нефть, а та цена, выше которой запрещено страховать морскую перевозку российской нефти, то есть санкции в отношении перевозчиков. Если нефть благополучно добралась до покупателя, он может приобрести ее по любой цене. Поэтому, хотя заявления звучат громкие, практического смысла в новых ограничениях в нефтяном секторе почти нет", - заключил экономист.