Вестник Кавказа

Ракеты Ближнего Востока

Middle East Institute

Дестабилизирующая роль баллистических и крылатых ракет на Ближнем Востоке стала очевидна после окончания Второй мировой войны. Около 90% из более чем 5000 ракет были выпущены именно на Ближнем Востоке. Когда ракеты стали столь значительным орудием ведения войны в регионе, противоракетная оборона начала играть главную роль в противодействии растущим арсеналам баллистических ракет. Middle East Institute в статье The Destabilizing Role of Missiles in the Middle East, приводит краткий обзор наиболее значительных ракетных арсеналов, находящихся на сегодняшний день на Ближнем Востоке.

Израиль обладает самым большим арсеналом ракет и больше не полагается только на упреждающие удары в плане безопасности. Противоракетная оборона теперь играет главную роль. Три новые системы противоракетной обороны укрепили израильские варианты противоракетной обороны. К ним относятся противоракеты ″Эрроу-3″, которые рассматривается как эшелон дальнего перехвата (до 100км) и могут перехватывать баллистические ракеты даже вне атмосферы Земли; ”Железный купол” - мобильная система противовоздушной обороны, способная перехватывать ракеты ближнего радиуса действия и артиллерийские снаряды на близких расстояниях (от 4 до 70 км); а также ”Праща Давида” - система ПРО, предназначенная для перехвата самолетов, беспилотных летательных аппаратов, тактических баллистических ракет, ракет средней и большой дальности и крылатых ракет на расстояния от 40 до 300 км. В плане сдерживания Израиль в первую очередь зависит от своего арсенала баллистических ракет с ядерными боеголовками ”Иерихон-3”, дальность действия которых находится в диапазоне от 4800 до 6500 км. Израильские тактические ракеты AGM-142 Have Nap класса ”воздух-земля” обеспечивают точные удары по аэродромам и бункерам.

Иранский арсенал жидкостных ракетных двигателей доминирует в запасах баллистических ракет Ирана. Три варианта ракеты ”Шахаб” поддерживаются 300 пусковыми установками. Мобильная ракета ”Шахаб-3” с дальностью 1000 км позволяет держать под прицелом Израиль, Афганистан и запад Саудовской Аравии. Другая ракета, Ghadr-1, расширяет дальность действия Ирана до 1600 км за счет удлинения планера и топливных баков. Иран также использует твердотопливные ракеты, что значительно сокращает время реагирования на удар и улучшает стабильность. Ракеты ”Саджил” с дальностью действия от 2000 до 2500 км поступили на вооружение в 2014 году и могут в конечном итоге заменить ракеты ”Шахаб”. Крылатые ракеты также занимают видное место в иранских ракетных амбициях. Директор Иранской аэрокосмической организации объявил в 2012 году, что Иран уже имеет или разрабатывает 14 различных видов крылатых ракет. Недавно Иран обнародовал крылатую ракету ”Сумар” с предполагаемым диапазоном от 2000 до 2500 км. Длительное промедление Ирана в отношении противовоздушной обороны, наконец, было завершено, после того как Россия предоставила  ракетные комплексы С-300.

Сирия когда-то обладала одним из крупнейших арсеналов баллистических ракет на Ближнем Востоке, но хаос войны мешает точно оценить существующие ракетные запасы. Значительная помощь оказывается  Россией, Китаем и Северной Кореей. Преимущественно доставляются ракеты класса Scud-B с дальностью 300 км и Scud-С с дальностью действия 550 км. По слухам, Сирия также располагает ракетами Scud-D с дальностью 700 км. Эти комплексы вместе с иранскими баллистическими ракетами ”Фатех-3” с дальностью 200 км обеспечивают значительную огневую мощь Сирии. Также примечателен представленный Сирии российский арсенал противокорабельных крылатых ракет. Если бы крылатые ракеты были оснащены химическими боеголовками, это могло бы привести к разрушительным последствиям. Российские комплексы С-300 и С-400 обеспечивают некоторую защиту, но в основном для российских сил в Сирии.

Саудовская Аравия располагает небольшим арсеналом баллистических ракет, приобретенных в Китае на ограниченных условиях: они были модифицированы для доставки обычных боеголовок. В 1987 году состоялась первая закупка крайне неточных ракет DF-3 с дальностью действия в 2500 км. Расположение видимых стартовых площадок предполагает, что эти ракеты нацелены на Израиль и Иран, но их неточность определяет плохие результаты на выходе. Более разрушительные результаты могут быть получены в результате городских атак. В 2007 году саудовцы приобрели твердотопливную ракету китайского производства DF-21, имеющую диапазон действия 1700 км. Будучи твердотопливной ракетой, она более приспособлена к запуску, чем DF-3, а ее повышенная точность предполагает гораздо лучшую эффективность. Кроме того, растет зависимость Саудовской Аравии от крылатых ракет, прежде всего крылатой ракеты англо-французской разработки Storm Shadow, дальность которой составляет 300 км.

Турция надеется на давние гарантии безопасности, предоставляемые США и НАТO, и среди прочего приобрела ограниченный арсенал баллистических ракет малой дальности, а также американские армейские тактические ракетные комплексы или ATACMS с дальностью около 250 км. Анкара проявляет интерес к приобретению своей первой баллистической ракеты класса ”поверхность-поверхность” большой дальности, разрабатываемой турецким производителем оружия Roketsan. Системы ПРО  теперь необходимы Турции для обороны, в том числе и те, которые связаны с другими системами НАТО.

Стабильности на Ближнем Востоке угрожают не только крылатые ракеты, но и ракеты малой дальности, запускаемые негосударственными субъектами, такими как ХАМАС и Хезболла. Несмотря на статус Израиля как самой передовой военной силы и единственной ядерной державы во всем регионе, страна по-прежнему особенно уязвима к ракетным атакам из-за своего географического положения: государство с нескольких сторон окружено  территориями, на которых находятся воинствующие группы. Использование ракет Хезболлой и ХАМАС не должно расцениваться как простое недоразумение. Чтобы научиться использовать подобное оружия не требуется длительная подготовка. Но последствия его использования сложно недооценивать.

Усиление ракетных сил Ирана не сулит ничего хорошего для государств Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Хотя ССАГПЗ пытается более эффективно сотрудничать в отношении противоракетной обороны, он по-прежнему сосредоточен на развитии потенциала исключительно в области противоракетной обороны в масштабах всего региона. Противостояние угрозам крылатых ракет не обсуждается. И в то время как ССАГПЗ говорит о создании интегрированной системы противоракетной обороны, большинство государств-членов все еще инвестируют в независимые, а не интегрированные системы. Такая интеграция необходима, если ССАГПЗ хочет эффективно реагировать на угрозы всего за четыре минуты после предупреждения.

Президент Дональд Трамп не должен поддерживать идею создания ”арабского НАТО”, которая обсуждалась во время администрации Обамы в 2015 году. Щедрая сделка Трампа на закупу Саудовской Аравией  оружия стоимостью в  $120 млрд может вырасти до $350 млрд за 10-летний период. Тем не менее вероятность совместного объединения арабских государств с таким повышенным уровнем ответственности является преждевременной и чревата неприятными последствиями. Прежде всего, речь идет о готовности администрации Трампа предоставить другим государствам возможность игнорировать такие американские ценности, как непростая практика тщательного выбора вражеских целей.

27735 просмотров