Главным политическим событием последних дней в Грузии стало состоявшееся 3 февраля выступление президента Георгия Маргвелашвили в парламенте республики. Речь главы государства заслужила преимущественно положительные оценки наблюдателей.
"3 февраля президент предстал более самоуверенным, строгим, требовательным, чем в предыдущие годы, когда он считал себя притесняемым. У Маргвелашвили нет иллюзий, что "Мечта" проиграет выборы. Он уверен в их победе, но в то же время готовится к большой политической игре. У него квалифицированные советники, они точно анализируют то, что произойдет. Ситуация в стране накаляется, социальная сфера, которая определяет политику, находится в тяжелом положении. Не видно прогнозов того, что через два-три года бедность будет преодолена и в стране начнется экономический прогресс. Президент Маргвелашвили будет бороться за то, чтобы остаться в политике. Посмотрите, какая у него талантливая и молодая команда. У них здоровые амбиции. Он смог провести хорошую кадровую селекцию. Я удивляюсь, почему Бидзина Иванишвили не заметил Пикрию Чихрадзе, которая сегодня работает советником Маргвелашвили. Это очень талантливая, уравновешенная и умная женщина, она удовлетворяет все необходимые параметры", - цитирует политолога Сосо Цинцадзе "Алия".
Схожего с ним мнения придерживается и член Клуба независимых экспертов Иосиф Цискаришвили. "Выступление президента, в первую очередь, было интересно тем, что на нем присутствовали члены правительства и премьер-министр. В политической жизни нашей страны произошло интересное изменение и общество увидело, что два главных государственных института наконец-то проявили уважение друг к другу. Что касается доклада президента, я считаю, что были сделаны довольно разумные и правильные акценты. Мы увидели, что его выступление с удовольствием слушала и аудитория, а те вопросы, о которых он говорил, были приоритетными и важными для них", - приводит его слова "Резонанси".
При этом эксперт отметил, что присутствие на этом мероприятии премьер-министра Георгия Квирикашвили и министров позволяет надеяться на то, что времена конфликтных отношений между президентом и правительством остались в прошлом. "Что касается нового поворота во взаимоотношениях премьер-министра и президента, для меня это изменение неудивительно, потому что после ухода Гарибашвили я ждал, что новый премьер внесет изменения в политическую жизнь. Присутствие кабинета министров на выступлении президента подтвердило эти предположения, потому что иначе уход Гарибашвили выглядел бессмысленно. Факт, что Квирикашвили является предвыборным спасательным кругом "Грузинской мечты" и оправдывает возложенные на него ожидания. Я не исключаю, что до назначения на пост премьера главным требованием Квирикашвили была независимость. Предполагаю, что Иванишвили пообещал ему независимость и первым проявлением этого является коммуникация с президентом", - сказал Цискаришвили.
Другим значимым событием стали прошедшие 28 января выборы главы Гардабанского района, на которых не обошлось и без скандала.
"Внеочередные выборы главы управы Гардабани прошли на фоне словесного и физического противостояния. Инцидент случился на участке №2, в провоцировании чего "Национальное движение" обвиняет активистов "Грузинской мечты", а те категорически это отрицают. По информации исполнительного секретаря партии Ираклия Кобахидзе, инцидент спровоцировали представители "Свободной зоны". В выборах участвовало 2 кандидата: от "Грузинской мечты" - бывший футболист Гоча Джамараули, а от "Нацдвижения" - Бесик Кахабришвили. Выборы были назначены после смерти бывшего главы управы Гарсевана Ниорадзе. В Гардабани открылось 63 основных участка и еще один спецучасток на территории военной базы Вазиани. За процессом выборов наблюдали 625 представителей 16 местных наблюдательских организаций, 8 представителей одной международной организации и 166 представителей 11 медиа-организаций. Участки были открыты с 8 утра до 8 вечера. Общее количество избирателей составляет 71 847 человек. По информации спикера ЦИК Анны Микеладзе, в выборах приняло участие 23805 человек, что составляет 33,13% от общего числа избирателей", - сообщает "Резонанси".
"На избирательном участке №2 словесная перепалка переросла в физическое оскорбление и бросание камней. В ходе противостояния один из активистов был вооружен. Там находились также представители "Национального движения" Серго Ратиани, Коба Хабази и Гига Бокерия. Как заявляют в окружной избирательной комиссии, инцидент не помешал процессу выборов. Небольшие инциденты произошли и на территории участков №№ 1, 2, 4, 6, 9 и 62. Приблизительно в 17:00 на избирательном участке №62 противостояние произошло между представителями большинства и членом "Нацдвижения" Дмитрием Шашкиным. По словам Шашкина, на территории участка находились люди в масках, которые оказывали давление на избирателей. До 17:00 выборы на этом участке проходили спокойно и справедливо. В 17:00 появилось около 40 людей в масках, которые окружили участок. Это те же люди, которые противостояли Гиге Бокерия. Они окружили участок и начали оскорблять входящих избирателей. Мы вызвали полицию, но она не приехала", - заявил Дмитрий Шашкин. В это время на участке присутствовал и член большинства Давид Лорткипанидзе, который утверждает, что описанных Шашкиным событий на самом деле не было", - отмечает издание.
Подводя итоги этого голосования, некоторые наблюдатели предприняли попытку экстраполировать его на всю страну и попытаться, опираясь на них, спрогнозировать исход осенних парламентских выборов.
"Первое, что показали выборы в Гардабани и чего следует ждать на осенних выборах, это пассивность электората. По предварительным данным, активность составила 33%, это очень мало. С учетом этих данных, на парламентских выборах активность может быть чуть выше, т.е. около 40%. Всем было очевидно, что в Гардабани победит кандидат "Грузинской мечты". Во-первых, за последние годы сформировалась традиция, что в промежуточных выборах всегда побеждает кандидат от властей. К тому же Гардабани отмечается этнической пестротой, а негрузинское население в основном всегда поддерживает правящую команду", - приводит мнение эксперта Вахтанга Дзабирадзе "Квирис палитра".
"Самые высокие шансы на победу в коалиции есть у правящей коалиции, но не с 70%-ной поддержкой. Сейчас главное, чтобы власти и оппозиция позаботились об активизации избирателей. Если это не удастся, проблема возникнет после выборов, потому что если активность будет низкой, то это поставит под сомнение легитимность результатов выборов. В Гардабани произошло несколько противостояний, но это не проблема - желающие устроить провокацию найдутся всегда. Главное, чтобы власти оказались готовы к этому. Честно говоря, мне очень интересно, почему "Национальное движение" приняло участие в заранее проигранных выборах?! Я не исключаю, что они специально репетировали провокации и беспорядки перед осенними выборами, но, если судить по тому, как развивались события, в это не очень верится", - добавил он.
При этом многие считают, что предстоящее голосование станет непростым испытанием для правящей коалиции "Грузинская мечта".
"Грузинской мечте" придется пройти по грани, которая называется риском получения большинства мест. Кто бы не пришел к власти, какая бы конфигурация не состоялась, у среднестатистического грузина не будет ощущения того, что эти власти выбирал он. Политики ошибаются, когда смотрят на политический процесс очень узко. Главным оппонентом властей сегодня являются не политические партии, а грузинское общество, которое всегда побеждает в противостоянии с властью. Очень мала вероятность того, что "Мечта" вернет себе разочарованных избирателей - за несколько месяцев искоренить разочарование просто невозможно. Несмотря на то, что среди субъектов "Грузинской мечты" есть системные и внутренние противоречия и часто они даже ненавидят друг друга, ощущение собственной никчемности не позволит им сойти с плеч Бидзины Иванишвили. На самом деле ни один субъект коалиции, ни одна политическая фигура не легитимна в понимании избирателей, потому что к ним нет никакого доверия", - цитирует эксперта Гию Хухашвили "Резонанси".
"Фактически, вся "Мечта" сегодня паразитирует на Иванишвили и не хочет слезать с его плеч. Они хорошо знают, что в таком случае они обречены на уход из политики. В некоторой степени бренд Иванишвили на выборах сработает так, как в 2012 году. Но Иванишвили-2016 - это не Иванишвили-2012. К сожалению, есть большая разница, но как центр силы он сохранил авторитет. Возможно, люди уже не относятся к нему положительно, но его признают центром силы. В политике главное не то, кто кого любит, а то, за кого центр силы", - отметил он.
В этой связи по-прежнему продолжает обсуждать вопрос о возвращении экс-премьера в политику.
"Несмотря на то, что выборы 2016 году "Грузинская мечта" встречает без Бидзины Иванишвили, - он больше не является ни лидером партии, ни официально занимает какой-либо пост, по словам специалистов, коалиция все равно ассоциируется с ним и именно поэтому "ради" Иванишвили люди опять проголосуют за коалицию. Они говорят, что в этом плане его уход ничего не изменил, так как в глазах общества он по-прежнему отождествляется с властями и за события в стране ответственность возлагается на него. Политологи называют причины этого - для создания подобных настроений активно поработали оппоненты. После ухода Иванишвили из политики не прекращаются разговоры о том, что это решение было ошибкой, что Иванишвили должен вернуться и что команда без него не справится, потому что на выборах 2012 года голоса получила не коалиция "Грузинская мечта", а Бидзина Иванишвили", - пишет "Резонанси".
"О необходимости возвращения бывшего премьера активно говорят и представители властей, но сам Иванишвили исключает это в каждом своем интервью. Политологи считают, что несмотря на попытки Иванишвили - отмежеваться от властей, для народа он никуда из "Мечты" не уходил. По словам профессора Игоря Квеселава, для того чтобы Иванишвили имел влияние, ему необязательно быть председателем партии или генеральным секретарем. Квеселава считает, что для этого Иванишвили должность не нужна. "И без того очевидно, что все члены "Мечты" равняются на него. Бидзина Иванишвили ассоциируется с "Грузинской мечтой", а "Грузинская мечта" - с Бидзиной Иванишвили. Говоря о властях, люди упоминают не "Мечту", а Иванишвили, потому что для них это одно и то же. Я уверен, что они победят. Вместе с приближением выборов, наверное, Иванишвили сделает политические ходы для победы и привлечения избирателей на выборы", - заявил политолог, который уверен, что люди опять поддержат Иванишвили и коалиция вновь выиграет выборы. Квеселава говорит, что сегодня в Грузии нет организованной, материально и идеологически сильной партии, которая могла бы оказать "Мечте" сопротивление", - говорится в вышедшей в газете статье.
Внимательно следя за политической жизнью страны, грузинские СМИ не забывают и об экономике, в частности, о сельском хозяйстве. В этой связи пресса отмечает, что с агрорынка республики практически исчезли продукты местных производителей.
"На потребительском рынке преобладают импортные фрукты и овощи. Грузинский продукт исчез с прилавков раньше, чем это ожидалось. Представители аграрного сектора видят причину в росте экспорта, особенно в российском направлении, что связано с эмбарго турецких товаров. Вместе с тем, есть проблема с качеством и ценой, потому что качественные фрукты не продаются дешевле 2-3 лари. Что касается овощей, самым дешевым продуктом на аграрном рынке является капуста, которая продается за 40-50 тетри, а 1 кг моркови стоит 1,5 лари. Грузинскую морковь можно отличить от иностранной по наличию грязи. Эта ниша хорошо известна тем потребителям, которые часто посещают аграрный рынок. Сегодня в продаже преобладают иранская и армянская морковь. Лук и чеснок тоже, в основном, зарубежные. Болгарский перец и баклажаны также полностью импортируются", - сообщает "Резонанси".
"Я торгую яблоками. До сих пор я покупал продукт у горийских крестьян, но из горийских фруктов уже почти ничего не осталось, из Рачи мы тоже купили очень мало. Крестьяне говорят, что год выдался неурожайным. Другие причины отсутствия грузинских фруктов нам неизвестны. Большинство продаваемых фруктов - греческие, турецкие и иранские, есть немного армянских. Цена на импортные яблоки начинается с 3,5-4 лари и достигает 6 лари. Цитрусы стоят дешевле. Например, греческие апельсины стоят 2 лари. Запасы грузинских фруктов иссякают, что отражается и на качестве. Спросом всегда пользуется местный продукт, но физически продуктов нет", - цитирует издание торговца Левана Шубладзе.
Наконец, не остался незамеченным прессой и такой успех грузинской оборонки, как поставка крупной партии бронетехники армии Саудовской Аравии.
"Максимальная скорость медико-эвакуационной бронемашины "Дельты", весящей 8,2 т, составляет 120 км/ч. Она может перевозить 2 членов экипажа, 4 лежачих больных и одного санитара. Согласно договору, до конца года "Дельта" должна поставить в Саудовскую Аравию более 100 бронемашин на сумму в 90 млн лари, а по общему контракту число машин может составить несколько сотен. Все будет зависеть от того, как проявит себя грузинская медико-эвакуационная бронемашина DIDGORI-Medevac в боевых действиях в Йемене, потому что Саудовская Аравия обязательно направит эти машины на фронт, где их личный состав несет серьезные потери. 30 января в Тбилисском международном аэропорте "Дельта" загрузила в тяжелый транспортный самолет "Руслан" 12 DIDGORI-Medevac и отправила в Саудовскую Аравию. Это первый случай продажи большой партии созданной на месте бронетехники в истории независимой Грузии, что принесет нашей стране серьезную финансовую и политическую прибыль", - пишет военно-политический журнал "Арсенали".
"Финансовая прибыль особенно пойдет на пользу коллективу "Дельты": во-первых, придаст самоуверенности и гордости сотрудникам, во-вторых, на полученные средства можно будет осуществить другие конкурентоспособные проекты военного и двойного назначения (недостатка в которых в "Дельте" нет) и принять участие в других международных тендерах. Продукция военного и двойного назначения экспортируется из Грузии на протяжении 70 лет, но до 1991 года это происходило от имени СССР. После восстановления независимости Грузия продала более 26 единиц штурмовика Су-25, собранных на Тбилисском авиационном заводе. Продажа большой партии собранных в Тбилиси медико-эвакуационных бронемашин открывает Грузии интересные перспективы на международном рынке вооружения", - резюмирует издание.