Курс грузинской национальной валюты продолжает падать а дно пропасти, в которой она оказалась, пока никак не прощупывается. Еще в начале ноября 100 долларов в Тбилиси можно было купить за 176-177 лари, а неделю назад за 235-237 лари. То есть девальвация составила целых 35%.
Особенно катастрофически девальвация сказывается на тех, кто взял кредит в банке в долларах, заложив дом или квартиру, а доходы имеет только в лари. Таких не десятки, а сотни тысяч в маленькой стране. Нетрудно понять, что это «гремучая социальная масса», готовая на все. Власти явно озабочены таким положением дел. Об этом свидетельствуют участившиеся заседания правительства за закрытыми дверьми, совещания с участием руководства Национального банка и беспрерывные консультации с фактическим лидером правящей коалиции, миллиардером Бидзиной Иванишвили.
«Консультации с миллиардером» не афишируются, но от журналистских глаз не ускользают правительственные эскорты, часто въезжающие не территорию огромного стеклянного дворца на горе, нависающей над старым Тбилиси.
Правительство разработало антикризисный план чрезвычайных мер. 33-летний премьер-министр Ираклий Гарибашвили призывает чиновников туже затянуть пояса, то есть распрощаться с премиями и частыми командировками на Запад. Но это лишь предварительные меры. В долгосрочной перспективе для спасения национальной валюты правительство готово пойти на радикальные меры.
Во-первых, начинается очередной этап «большой приватизации». Правительство готово распродать последние государственные активы - несколько теплоэлектростанций, а, возможно, и железную дорогу, и государственную долю в портах Поти и Батуми.
Правда, конкретные объекты пока не называются, но очевидно, что купить их может только один человек –Бидзина Иванишвили, потративший за последние 10 лет на благотворительность около миллиарда долларов. Недавно он создал Фонд соинвестирования общим объемом в 10 миллиардов. Не исключено, что фонд особенно активно будет вкладывать в недвижимость – недавно Кабинет министров одобрил пакет законопроектов о налоговых послаблениях девелоперским компаниям.
Примечательно, что тратить золотовалютный запас на удержание курса лари власти не спешат и, по оценке экспертов, правильно делают, потому что девальвация национальной валюты связана с объективными внешнеэкономическими причинами - усилением доллара, ослаблением рубля и сокращением экспорта в РФ и Украину, а также резким снижением объема перечислений из России. В этих условиях тратить валютный запас означало бы выбрасывать деньги на ветер без всякой пользы. Поэтому правительство взяло курс на оживление экономики, помощь девелоперам и "большую приватизацию", не забывая при этом о возможности получить долгосрочный кредит от международных доноров.
Тбилиси уже посетила миссия МВФ. После долгих переговоров, стороны договорились о том, что денег на укрепление лари Грузия не получит. Единственный путь спасения национальной валюты - экономический рост. Поэтому МВФ согласился рекомендовать Всемирному банку и Азиатскому банку развития, выдать стране крупный кредит для осуществления инфраструктурных проектов, начатых еще при Михаиле Саакашвили - строительство обходной железнодорожной магистрали вокруг Тбилиси и нового порта на черноморском побережье.
Что самое интересное, именно в момент падения лари постоянный представитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с РФ, Зураб Абашидзе заговорил о необходимости возобновления диалога с Россией и прямых переговоров с Абхазией и Южной Осетией при посредничестве Москвы, как необходимого условия для стабилизации ситуации и привлечения внешних инвестиций.