Бывший премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили назначен новым политсекретарем правящей "Грузинской мечты" (ГМ). Это решение было принято на заседании политсовета партии под председательством лидера ГМ Бидзины Иванишвили. Решение миллиардера вернуть в политику Гарибашвили стало дополнительным доказательством того, что правящая команда находится в остром кризисе.
Развал правящей партии, которой суждено быть во власти еще не меньше года, как минимум до парламентских выборов 2020 года, для Грузии событие беспрецедентное. "Союз граждан" Эдуарда Шеварднадзе канул в Лету только после окончательной победы "революции роз" Михаила Саакашвили. Еще позже прекратило существование "Возрождение" правителя автономной Аджарии Аслана Абашидзе. "Единое национальное движение" (ЕНД) Михаила Саакашвили раскололось на "Национальное движение" и "Европейскую Грузию" только спустя несколько лет после поражения на парламентских выборах 2012 года.
То, что сегодня происходит с правящей ГМ, на выборах 2016 года разгромившей всех соперников и получившей конституционное большинство, на первый взгляд, необъяснимо. После выхода из состава ГМ группы депутатов партия утратила конституционное большинство. Но процесс распада очевидно не завершен с уходом оппортунистов во главе с бывшим главой юридического комитета парламента Экой Беселия – фигурой достаточно заметной, считающейся одним из учредителей ГМ. Вопреки уверенным заявлениям и самого Иванишвили, и других лидеров партии.
Очередное заявление о выходе из ГМ прозвучало от социал-демократов. Они намерены объединиться с "Альянсом патриотов Грузии", имеющим репутацию пророссийской силы. И это еще не все. Покинуть ряды правящей партии готовится еще несколько депутатов.
Главная причина произошедшего раскола ГМ – лоскутность коалиции. При практическом отсутствии политической конкуренции в парламенте дали о себе знать личные амбиции политиков, считающих, что достойны "немножко большего, чем сейчас". О беспрекословном иерархическом партийном подчинении в ГМ остаются воспоминания.
Катализатором разразившегося кризиса стало категорическое неприятие Беселия&Со кандидатур на пожизненные должности судей Верховного суда. Впрочем, против представленного списка, в котором фигурирует несколько служителей Фемиды с неоднозначной репутацией, выступает не только эта группа депутатов, но и вся оппозиция, часть гражданского сектора и общества в целом. Упорство, с каким парламентское большинство, невзирая на невиданный со дня прихода к власти ГМ скандал, продолжило отстаивать список, привело к тому, что в Тбилиси стали поговаривать, а потом и открыто в социальных сетях высказывать предположения о том, что "несомненно стоящий за большинством Иванишвили" оказался заложником неких обстоятельств и вынужден идти на поводу судейского корпуса.
Сам Иванишвили, формально не имея к происходящему никакого отношения, по обыкновению комментировать ничего не стал. Пояснения в одном из ток-шоу дал председатель парламента Ираклий Кобахидзе. Однако сказанное им лишь усугубило ситуацию. Согласившись с тем, что у некоторых кандидатов на должность судей Верховного суда репутация небезупречная, спикер сказал, что она была подмочена в период правления "Национального движения" Саакашвили, но теперь все будет иначе. То есть судьи это асы своего дела, но находясь под давлением прежней плохой власти, вынуждены были принимать несправедливые решения, а теперь власть нормальная, на них давить не будет, и они смогут работать в нормальных условиях и принимать объективные решения.
Еще не разрешился судейский скандал, как грянул другой, не менее резонансный. Под давлением прокуратуры, а потом и по требованию Национального банка Грузии в отставку с поста председателя наблюдательного совета крупнейшего в стране банка ТВС подали Мамука Хазарадзе и его заместитель. Поводом стала выявленная в ходе проверки подозрительная транзакция 10-летней давности, которая, по мнению прокуратуры, "содержит признаки отмывания денег".
Сегодня Хазарадзе обвиняет в давлении министра внутренних дел Гиоргия Гахария, от которого якобы получил письмо с угрозами, и намекает на причастность к происходящему самого Иванишвили. При этом в ходе парламентских слушаний Хазарадзе отказался обнародовать письмо, и даже не стал сообщать подробности. Гахария в своем комментарии был лаконичен: каждый человек должен отвечать за свои слова.
Слов в отношении скандала, бушующего вокруг ТВС-банка, сказано уже немало. В том числе прозвучал намек на то, что кто-то очень и очень влиятельный выполняет заказ… Москвы, интересам которой противоречит строительство морского порта в местечке Анаклия, в чем участвовал ТВС-банк. Дескать, новый грузинский глубоководный порт на Черном море оставит не у дел российские интересы в вопросе внешних поставок, а заодно окончательно выхолостит проект реабилитации железнодорожного сообщения через Абхазию, на чем якобы настаивает Москва и что якобы не в интересах Тбилиси. Какая связь между абхазской железной дорогой и проектом порта Анаклия, сказать трудно, поскольку морской путь связи между Россией и Грузией обеспечен и сегодня – о портах Поти и Батуми известно всякому.
Впрочем, "российская версия" вброшена оппозицией, к реальности может не иметь никакого отношения. Но в восприятии неискушенного обывателя позиции ГМ и ее председателя она никак не укрепляет, выдавая, однако, стиль "националов" Саакашвили: я сказал, а ты попробуй отмойся.
Вот в таких непростых условиях, оказавшись под внешним давлением со стороны оппозиции и общества и одновременно внутренним, разрывающим партию на части, Иванишвили вернул в политику своего давнего фаворита Гарибашвили, назначив его политическим секретарем ГМ. Главная задача Гарибашвили – остановить дальнейший развал правящей команды. А попутная – выиграть приближающиеся выборы в парламент по одному из мажоритарных округов Тбилиси. Место в высшем законодательном органе страны освободилось после того как Саломе Зурабишвили, выиграв президентские выборы, сдала свой депутатский мандат.
Возвращение в политику Ираклия Гарибашвили эксперты называют публичным признанием Бидзины Иванишвили наличия тяжелых проблем, кадрового дефицита, катастрофической нехватки верных ему людей. К слову, Гарибашвили, которого Иванишвили в 2013 году сделал своим преемником на посту премьер-министра, подав в отставку спустя два года, обидных слов вслед в свой адрес не услышал. Все другие заметные отставки Иванишвили сопровождал жестко негативными комментариями.