Премьер-министр Армении Никол Пашинян обратился с просьбой к российским властям: Еревану необходима помощь в восстановлении некоторых маршрутов железнодорожной инфраструктуры.
До 2038 года действует соглашение о передаче права на управление и эксплуатацию армянской железнодорожной сети российскому оператору "Южно-Кавказской железной дороге" (ЮКЖД), которая находится в полной собственности РЖД.
"Я попросил коллег из РФ срочно заняться полным восстановлением участка железной дороги из Ерасха к Нахчывану и села Ахурик к турецкой границе"
– Никол Пашинян
Пашинян также добавил, что намерен в ближайшее время обратиться и с вопросом реставрации участка из приграничного армянского Иджевана в азербайджанский Гахаз.
"Надеюсь, российские коллеги выполнят эту просьбу"
– Никол Пашинян
Почему Пашинян попросил Россию?
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" подчеркнул, что предложение Еревана Москве отремонтировать железнодорожные пути, ведущие к границам Азербайджана и Турции вполне естественно, учитывая, что армянские железные дороги находятся в управлении РЖД.
"Речь идет об участках железнодорожной системы, созданной в СССР и когда-то единой. Традиционно с такими участками работает РЖД, учитывая, что там повсюду железнодорожные пути имеют широкую русскую колею. Вполне логично, что основным подрядчиком, имеющим соответствующие компетенции и технические, финансовые, кадровые возможности, для ремонта заброшенных дорог в Армении является именно РЖД. Поэтому обращение Пашиняна к России было даже ожидаемым", – прежде всего сказал он.
Политолог выразил уверенность в том, что РЖД в конечном счете будет не только ремонтировать железнодорожные пути, ведущие к Газахскому району Азербайджана, Нахчыванской Автономной Республике АР и Турции, но и строить армянский участок Зангезурского коридора. "Мы сразу говорили, что идея о строительстве этого участка Зангезурского коридора в формате "Маршрута Трампа" американскими силами труднореализуема. США вряд ли будут заходить в Южный Кавказ, у них достаточно проблем в других регионах. Азербайджан активно строит и ремонтирует свои участки железной дороги до границ Армении, а значит, появляется потребность быстро построить армянский участок", – отметил Дмитрий Солонников.
"Вполне возможно, что Николу Пашиняну сейчас важно, чтобы Зангезурский коридор заработал к парламентским выборам, которые будут в июне следующего года. Но если так, то единственным контрагентом, который может это сделать быстро, является РЖД", – добавил эксперт.
"Разумеется, понадобится решить довольно много вопросов для начала работ РЖД по ремонту и строительству этих дорог в Армении. Это и финансовые вопросы, и вопросы последующего управления железными дорогами, и вопросы безопасности. Что касается Зангезурского коридора, то изначально его должны были охранять на армянской территории российские силы ФСБ. Решение, как это будет реализовано на практике, будет взаимосвязано с контрактом с РЖД и использованием отремонтированных и построенных заново дорог", – заключил Дмитрий Солонников.