Накануне неудачей завершился очередной, 28-й раунд Женевских консультаций по безопасности в Закавказье - данный факт сегодня признали все стороны. Причиной послужил отказ представителей Абхазии и Южной Осетии обсуждать вопрос о беженцах и перемещенных лицах в том виде, в котором его сформулировала грузинская делегация.
Официальный комментарий произошедшего в среду срыва переговоров последовал сегодня от замглавы МИД России Григория Карасина. Дипломат пояснил, что дискуссия была инициирована грузинской стороной в рамках ООН, куда не могут прибыть представители Абхазии и Южной Осетии, и одновременно предлагается к обсуждению в рамках Женевского формата уже с участием абхазов и осетин. "Вполне понятно жесткое настроение и неприятие со стороны наших партнеров. Мы, естественно, поддерживаем их точку зрения", - заявил Карасин.
При этом российский дипломат подчеркнул позитивные итоги 28-го раунда переговоров. "Участники констатировали, что за прошедшие месяцы обстановка в регионе была довольно стабильной, отсутствовали какие-то крупные инциденты, и это воспринимается всеми как хорошая новость. За последние почти шесть лет Женевских дискуссий главным критерием эффективности нашей совместной работы утвердилось продвижение на Южном Кавказе стабильности и навыков уважительного межгосударственного общения", - отметил замглавы МИД России.
Также Григорий Карасин сообщил, что следующий раунд переговоров состоится только в октябре. "В этом многомесячном перерыве сопредседатели посетят страны региона, проведут там работу с тем, чтобы следующая встреча была более результативной, по крайне мере - удалось бы обсудить все вопросы повестки дня. Но это потребует более четкого учета тех вопросов, которые приоритетны для таких государств, как Южная Осетия и Абхазия", - резюмировал дипломат.
Руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал, что в самой Грузии есть уверенность в том, что столь большой перерыв в работе Женевских дискуссий связан с грядущим подписанием 27 июня Соглашения об ассоциации с ЕС. "В связи с грядущим сближением Грузии и Евросоюза в рамках этого формата могут возникнуть какие-либо новые барьеры, по крайней мере, общее ожидание этого в Грузии есть, и наши политологи и обозреватели не мало упражнялись по поводу того, чего можно ожидать, каких именно камней преткновения", - заметил Мамрадзе.
Сам эксперт не склонен связывать эти два события. "Я не из тех, кто просто так будет предполагать, что Ассоциация с ЕС помешает Женевским дискуссиям. Почему следующая встреча в октябре? На мой взгляд, сейчас стороны не готовы рассматривать те вопросы, что сами поставили на повестку дня. Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше - в условиях политического затишья в Грузии, ведь все важные внутриполитические события, выборы или реформы, уже завершились и новых не предвидится. Да, нас ждет еще второй тур местных выборов, но после этого уже не на что будет списать отсутствие прогресса в Женеве", - обратил внимание политолог.
Петре Мамрадзе подчеркнул, что компромисс должен быть найден. "Сопредседатели продолжат свою работу, и я уверен, что конструктивный подход к проблемам возобладает. Женевские встречи, хотя они какого-то политического прорыва не дают и давать не могут, потому что Грузия не признает независимости Южной Осетии и Абхазии, как и все страны СНГ, кроме России, и почти весь мир, тем не менее, позволяют сторонам встречаться и вести диалог. Этот формат существует для поддержания связей, решения гуманитарных вопросов и вопросов безопасности, различного рода обмена, в том числе задержанными людьми с обеих сторон. Все это очень важно, потому что контакты терять нельзя. Я много занимался конфликтами и скажу, что любой контакт лучше, чем его отсутствие, потому что остается шанс на конструктивное продолжение переговорного процесса", - заключил эксперт.
Грузинского политолога поддержал спецпредставитель ОБСЕ на Южном Кавказе Анджело Гнадингер, призвавший участников Женевских дискуссий поддерживать предметный диалог по координации гуманитарной помощи. "Группа нацелена на выработку соглашения по вопросам, влияющим на качество жизни людей, которые проживают по обе стороны границы. Очень жаль, что участники оказались неспособны воспользоваться и извлечь максимальную пользу из этой возможности", - приводит заявление Гнадингера "Новости-Грузия".