На протяжении ближайших лет российская национальная валюта будет демонстрировать высокую степень волатильности. Об этом предупредил глава Сбербанка Герман Греф в кулуарах Восточного экономического форума.
"Что касается рубля, то так же, как и вся макроэкономическая ситуация, он будет очень волатильным все последующие годы. Нужно к этому готовиться", - приводит его слова "Интерфакс".
Греф подчеркнул, что изменения курса рубля в значительной степени определяются ценами на сырье, которые в указанный период едва ли будет очень высокими, в лучшем же случае они только стабилизируются.
При этом глава Сбербанка все же не настроен пессимистично и не рассматривает в качестве вероятного уровень $20-30 за баррель. Более реалистична, по его словам, цена в $50-60 за баррель - "может быть, и не очень приятная, но и не критичная. Я бы ориентировался на эти уровни с соответствующими уровнями рубль/доллар", - уточнил он.
Некоторое время назад замминистра финансов России Алексей Моисеев заявил о высокой вероятности укрепления рубля в первой половине следующего года, а возможно, и раньше, поскольку это всегда происходит в первые шесть месяцев на протяжении уже 20 лет. "Самый хороший период для рубля - это период с конца февраля до где-то середины мая, и я думаю, что в следующем году нет никакой причины ожидать чего-то другого", - отметил он.
Доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС Василий Якимкин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" разделил пессимистический прогноз Германа Грефа, отметив, что ситуация может начать меняться только с 2017 года.
"Высокая волатильность продержится еще минимум 1,5 года. Затем, если экономика России начнет возрождаться, то есть рецессия прекратится, то и волатильность сократится. Сейчас же в экономике наблюдаются неопределенности, рецессия, спад промпроизводства, угроза инфляции, причем двузначная. Влияют на рубль и санкции. А главное - это повышенная волатильность рынка нефти. Эксперты по нефтегазовому сектору даже прекратили делать среднесрочные прогнозы. Поэтому, как только цены на нефть станут устойчивыми, то есть примерно после 2017 года, рубль тоже начнет устойчиво укрепляться", - поведал он.
"То есть, фактически надо жить и ожидать 1,5 года повышенной волатильности и повышенных рисков для трейдеров на нефтяном и на рублевом рынке. История показывает, что такие вещи сглаживаются только экономическим ростом", - указал эксперт.
Волатильность, по словам Якимкина, негативно влияет на всех участников рынка, кроме спекулянтов. "Высокая волатильность используется спекулянтами для торгов внутридневных, внутринедельных, то есть на коротких инвестиционных горизонтах. Они сейчас чувствуют себя в своей стихии - торгуют, совершают по 100 тыс транзакций. А серьезные инвесторы и реальная производительность от этого только теряют. Раскачивание рынков для реального сектора - сплошные минусы", - подчеркнул доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС.
Комментируя высказывание Моисеева об укреплении рубля в первом полугодии 2016 года, эксперт обратил внимание на то, что внешние негативные факторы, которые можно охарактеризовать как максимально неблагоприятные за последние 20 лет, могут не позволить рублю выровняться. "Да, за счет текущих операций в платежном балансе рубль всегда комфортнее себя чувствует в первой, нежели во второй половине года. По фундаментальным признакам первое полугодие в России всегда связано с возможностью укрепления рубля. Но никогда за последние 20 лет не было таких тяжелых условий - не было ни санкций, ни кризиса на Украине, ни катастрофического падения цен на нефть при отсутствии перспектив отскока их вверх, не было длительной рецессии в России, которая будет наблюдаться не только в этом году, но и в следующем", - заявил он.
"Конечно, если рубль очень сильно девальвируется, достигнув по евро 100 рублей, то первая половина следующего года пойдет на укрепление рубля. Но в целом я жду, что доллар-рубль зафиксирует уровень 70. Такая цель. Если этот уровень удержится, то есть вероятность, что рубль отскочит в район 64 в первой половине следующего года. Это будет чисто техническая коррекция на улучшении платежного баланса, и это вполне реально", - заключил Василий Якимкин.
Ведущий научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов также согласился с негативными ожиданиями главы Сбербанка. "Сейчас в мировой и в российской экономике возникло много факторов неопределенности и рубль будет волатильным - скорее всего, надолго, тем более, что Центробанк полностью отказался от методов поддержки рубля через валютные интервенции. Это неизбежность, вытекающая из текущего состояния российской и мировой экономики, связанная также с политикой Центробанка", - поведал он.
Эксперт подчеркнул, что волатильность отрицательно влияет на уровень жизни населения и на развитие бизнеса. "Волатильный рубль представляет собой значительные неудобства и для населения, и для бизнеса. Для людей волатильность рубля - это достаточно нестабильные отношения в части цен на товары и в отношении инфляции. Для бизнеса она создает проблемы в отношении стимулов к долгосрочному инвестированию", - пояснил Абрамов.
"Возможность уменьшения волатильности в долгосрочной перспективе появится, если будет экономический рост, если инфляция будет более-менее умеренной благодаря политике инфляционного таргетирования и стабильно работающей банковской системе", - добавил ведущий научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.
Что касается краткосрочной перспективы, то Абрамов перечислил ряд факторов, которые могут способствовать укреплению рубля в первом полугодии 2016 года. "Действительно, такая закономерность есть: с февраля по май снижаются потребности в иностранной валюте. Бизнес меньше платит по внешним долгам, люди не ездят в отпуска с февраля по май. Соответственно, спрос на валюту уменьшается. В феврале-мае обычно приходят иностранные деньги, то есть инвестиционные фонды в конце года принимают решение инвестировать в Россию какие-то средства, за это время они пополняют свои валютные позиции, соответственно, в Россию притекает немножко больше валюты", - объяснил он.
"Все это уменьшает спрос на валюту, что полезно для курса рубля с точки зрения стабильности. Мы, действительно, наблюдали такую тенденцию в последние годы, и в 2016 году тоже вполне можем увидеть снижение, или, по крайней мере, стабильность курса в этот период времени", - резюмировал Александр Абрамов.