Основные фондовые индексы США накануне снизились на фоне вероятности повышения ФРС процентных ставок уже в июне.
Промышленный индекс Dow Jones упал на 0,52%, составив 17435,40 пункта, индекс высокотехнологичных компаний NASDAQ - на 0,56%, до 4712,53 пункта, индекс широкого рынка S&P 500 - на 0,37%, до 2040,04 пункта.
Напомним, согласно протоколам апрельского заседания ФРС США, члены комитета по открытым рынкам не исключают повышения базовой процентной ставки на следующем заседании, которое состоится в июне. Это произойдет в том случае, если макроэкономические данные продемонстрируют улучшение экономической ситуации.
Эти ожидания укрепились после опубликования накануне статистики по рынку труда. Число первичных заявок на пособие по безработице в США за неделю, завершившуюся 14 мая, снизилось на 16 тыс по сравнению с показателем предыдущей недели и составило 278 тыс. Аналитики прогнозировали снижение показателя до 275 тыс с индикатора предыдущей недели в 294 тыс, отмечает РИА Новости.
Снижение индексов сдерживали позитивные новости американских компаний. Так, чистая прибыль на акцию крупнейшей в мире розничной торговой сети Wal-Mart Stores по итогам первого квартала 2016-2017 финансового года составила $0,98 против $1,03 годом ранее. Аналитики прогнозировали, что этот показатель составит $0,88.
Выручка Wal-Mart за отчетный период выросла в годовом выражении на 0,9%, составив $115,904 млрд. Эксперты предсказывали индикатор на уровне $113,2 млрд.
В свою очередь чистая прибыль американской телекоммуникационной компании Cisco по итогам девяти месяцев 2015-2016 финансового года составила $7,926 млрд, увеличившись в годовом выражении на 18,9%, а выручка компании выросла на 0,8%, составив $36,609 млрд.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заведующий кафедрой "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Александр Хандруев отметил, что на сегодняшний день ФРС и Центральные банки в промышленно-развитых странах находятся в ловушке ликвидности. "Если ставка не будет повышена, то это будет означать, что процентная политика у них выключена и не является инструментом денежно-кредитного регулирования. Если же ставка будет повышена, то это значит, что понизится доходность по ценным бумагам. Фондовый рынок может испытывать потрясения. ФРС стоит перед очень сложной проблемой. С одной стороны, они объявили, что департамент не будет повышать ставку, но, тем не менее, они ее один раз повысили, в декабре 2015 года, и один раз, в апреле нынешнего, не стали ее поднимать. А повышать ставку им уже надо, поскольку инфляция ценных активов продолжается, и на фондовом рынке образовался пузырь. Рано или поздно из этого положения надо как-то выходить", - рассказал эксперт.
При этом он акцентировал внимание на том, что на июньском заседании ФРС поднимет ставку максимум на 0,25%-0,5%. "Я не думаю, что они будут повышать даже на один процентный пункт. Речь идет о самых минимальных значениях. ФРС если и будет это делать, то поэтапно. Им тоже очень сложно выйти из зоны низких или отрицательных ставок. Это сопряжено с тем, что меняется риск инфраструктуры процентных ставок. Это значит, что начнет расти доходность по облигациям, и начнет увеличиваться обслуживание американского госдолга. Ведь в значительной степени ФРС, проведя три тура количественного смягчения, сформировали искусственный спрос на американские государственные ценные бумаги. И сейчас они являются одними из крупнейших держателей госбумаг. А в том случае, если ставка будет повышена до 1,5-2% годовых, обслуживание госдолга ежегодно будет составлять примерно $800 млрд, почти $1 трлн", - пояснил аналитик.
В то же время он отметил, что возможное повышение процентной ставки никак не повлияет на Россию. "Что касается мировых рынков, то по идее возникает естественный бумеранг. Повышение процентной ставки означает, что доходность по депозитам в американских долларах будет выше. Следовательно, должен повыситься спрос на доллары. Значит, доллар будет укрепляться. Соответственно, валюты других стран - японские йены, евро, юани и другие, будут ослабляться. С одной стороны, из этих стран, в том числе и из России, будет идти отток капитала в пользу американского доллара. Но одновременно с этим девальвация стимулирует внешнюю торговлю, стимулирует экспорт. А у США баланс текущих операций отрицательный. Ведь валютные войны продолжаются. Европейский Центральный банк делает все, чтобы не дать евро укрепиться, Япония делает все, чтобы не дать йене чрезмерно вырасти. Так что это вызовет обратную реакцию. Американцы тоже не заинтересованы в том, чтобы доллар укреплялся. А повышение процентной ставки означает, что спрос на доллар должен повыситься. Тут все очень сложно. Любое экономическое действие сопряжено с учетом контр-эффектов", - резюмировал Александр Хандруев.