Россия рассчитывает на абсолютные гарантии Евросоюза касательно строительства второй нитки проекта газопровода "Турецкий поток", учитывая печальный опыт "Южного потока", заявил сегодня заместитель главы МИД РФ Алексей Мешков.
"Нас не могут не беспокоить попытки ряда институтов ЕС торпедировать энергопроекты в Европе с российским участием: речь в первую очередь идет о проекте "Северный поток-2". Неясности со стороны Еврокомиссии в отношении второй нитки газопровода "Турецкий поток", которая будет ориентирована на потребителей Южной и Юго-Восточной Европы. Чтобы не повторялся печальный опыт "Южного потока"…, мы ожидаем от Брюсселя железобетонных гарантий реализации этого проекта", - сказал Мешков, передает РИА Новости.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов, этим заявлением Россия в очередной раз прямо указала Европе, "что в ее интересах строительство как можно больших мощностей альтернативных газопроводов для того, чтобы удовлетворить собственный энергетический голод".
"При этом Россия сама по себе заинтересована лишь в строительстве того, что будет необходимо самой Европе, а вкладываться бесконечно в те газопроводы, которые не получают в результате дальнейшего продолжения и подтверждения со стороны Еврокомиссии, мы не будем", - сказал он.
"В данном случае прозвучала достаточно жесткая, взвешенная позиция, и с ней сложно не согласиться. Я думаю, что европейские партнеры должны, так или иначе, услышать нас. И если их позиция не будет ясна, не будет гарантирована стопроцентно, значит, соответственно, и строительство второй нитки "Турецкого потока" потеряет смысл. Также отмечу, что этим заявлением МИД РФ мы подстегиваем европейских партнеров к реализации "Северного потока-2", думаю, в данном случае это прозвучало завуалировано", - добавил Иван Капитонов.
Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров отметил противоречивую позицию Турции, которая вроде бы готова к сотрудничеству, но пока не расставила все точки над i. "Существует полная ясность по первой нитке, но по поводу второй нитки окончательной договоренности нет. Турция хотела бы газ, поступивший на ее территорию, покупать и перепродавать. Российская сторона хочет, чтобы газ шел транзитом, а мы платили бы транзитные платежи и сами продавали его свободно, через газовый хаб на границе с Грецией. Надо учитывать при этом, что сотрудничество с Турцией – это сотрудничество не с дружественной страной, а с экономическим партнером, поэтому иногда оно развивается несколько неровно", - поведал эксперт.
Если поиски общего языка с Анкарой затянутся, то вторая нитка "Турецкого потока" может быть отклонена в сторону Болгарии. "Турецкий поток" может раздвоиться: одна нитка уходит в Турцию, газ по ней идет только для Турции. Вторая нитка, которая используется для транзита в Европу, может быть пущена в Болгарию. Болгары же хотели бы иметь свой газовый хаб, чтобы поставлять газ. У них уже построены интерконнекторы с соседними странами, с Грецией, с Румынией, они хотели бы таким образом оживить проект, зарабатывать деньги на транзите. Для Болгарии это было бы выгодно", - пояснил аналитик Sberbank CIB.
Что касается колебаний Брюсселя относительно второй нитки "Турецкого потока", то они, по словам Нестерова, объясняются сложным положением, в котором находится энергозависимый Евросоюз. "Авторитетные исследования, в том числе консалтинговые, в том числе западных фирм, показывают, что снизить зависимость от российского газа нереально. Американский СПГ еще долго не будет конкурентоспособным в Европе, и газовой войны цен между российским трубопроводным газом и американским СПГ не ожидается", - заверил он.
Эксперт уточнил, что есть ряд газовых проектов, которые могли бы послужить для Брюсселя альтернативой второй нитке "Турецкого потока", например, "Южный газовый коридор", но, во-первых, "Турецкий поток" все же на сегодняшний день выглядит среди них наиболее перспективным, а во-вторых, российский газ оказывается наиболее конкурентоспособным и на этом направлении.
"Сейчас все эти решения в Брюсселе рассматриваются на неблагоприятном политическом фоне, в период осложнения отношений между Россией и ЕС. Конечно, однажды этот период завершится. Но пока нас может ждать бесконечная политика затягивания реализации проектов, в том числе, кстати, и с целью поддержки газотранспортной системы Украины. Замечу, что, тем не менее, газотранспортная система Украины будет использоваться и после 2019 года, хотя объемы прокачки, безусловно, сократятся", - заключил Валерий Нестеров.
Напомним, 7 мая "Газпром" приступил к строительству морского участка газопровода "Турецкий поток", который пройдет из России в Турцию через Черное море. Первая нитка газопровода мощностью 15,75 млрд кубометров предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая, аналогичной мощности - для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Строительство планируется завершить к концу 2019 года.