Вестник Кавказа

Россия максимально заинтересована в решении проблемы Карабаха

Мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта напрямую выгодно России, причем среди стран, не участвующих в конфликте, именно Россия заинтересована в установлении мира на Южном Кавказе в наибольшей степени, заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" российские политики и идеологи, говоря о посреднической работе Москвы по проблеме Карабаха.

Напомним, что накануне глава МИД Армении Эдвард Налбандян в преддверии встречи с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым на Генассамблее ООН заявил, что Ереван действительно ведет переговоры о деоккупации ВС Армении оккупированных азербайджанских территорий, что соответствует российскому плану урегулирования нагорно-карабахского конфликта, лежащему сейчас на столе переговоров.

Заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов подчеркнул, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта выгодно России стратегически. "Выгода России заключается в принципиальном продвижении основополагающего тезиса о том, что по периметру границ РФ должны быть дружественные, процветающие, развивающиеся государства, которые не несут какой-либо потенциальной конфликтообразующей угрозы. В этом смысле Россия – один из субъектов, максимально заинтересованных в том, чтобы найти мирное, взаимоприемлемое разрешение нагорно-карабахского конфликта", - сказал он.

Ильяс Умаханов добавил, что Москва делает для этого все возможное. "Для этого немало делается, в том числе, руководством страны, президентом РФ. Мы стояли и будем стоять на этих позициях, в том числе, и на парламентском уровне. При этом подчеркну, что урегулирование конфликта должно быть выгодно, прежде всего, азербайджанскому и армянскому народу, которые должны найти алгоритм решения, что будет, конечно же, приветствоваться РФ. Само по себе это внесет позитивный вклад в стабилизацию ситуации в мире, уменьшению разделительных линий и поиску конструктивных решений самых сложных проблем", - подчеркнул заместитель председателя Совета Федерации.

Председатель Изборского клуба, известный писатель Александр Проханов напомнил о цене, которую заплатил СССР за нагорно-карабахский конфликт. "Россия помнит, что именно этот конфликт разрушил Советский Союз, по существу, до сих пор эта память живет в сознании российских патриотов. Сам по себе это трагический конфликт, разрывающий близкое к России пространство, поэтому война там абсолютно враждебна российским интересам и деструктивна. России хотелось бы иметь партнерские отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном, а этот конфликт вселяет в сознание политиков мнимое представление о том, что у России есть предпочтения в чью-то пользу, что усложняет укрепление отношений с республиками", - обратил внимание он.

"Поскольку Россия включена – геостратегически, культурно, экономически – в эти страны, нагорно-карабахский конфликт, особенно в горячей фазе, побуждает нас действовать. Кроме того, Россия является очень мощным игроком в политических и военных играх на Ближнем Востоке, а конфликт между Азербайджаном и Арменией сдерживает возможности и армян, и азербайджанцев эффективно сотрудничать с Россией в этом плане (напомню, что Азербайджан участвовал в замирении между Турцией и Россией; Армения, в свою очередь, чувствует осторожность крупных держав Ближнего Востока в налаживании отношений с Ереваном, поскольку тот является воюющей стороной конфликта). Одним словом, России очень важно в этом регионе иметь спокойствие и мир", - подчеркнул Александр Проханов.

Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко также отметил, что нагорно-карабахский конфликт создает России очень сложную стратегическую проблему, используемую ее недоброжелателями. "С одной стороны, если Россия занимает взвешенную позицию по нагорно-карабахскому конфликту, из Еревана сразу звучат голоса о том, что Москва сдает своего союзника и Армении надо искать контрбаланс в лице НАТО, чем активно пользуются в Париже и в Вашингтоне (а мы получаем, что у Армении самая большая программа партнерства с НАТО среди стран ОДКБ). С другой стороны, если Россия делает резкий крен в сторону Армении, это вызывает кризис в партнерстве с Азербайджаном и Турцией, которые Россия выстраивала долго и терпеливо и которые для России очень важны. Такая вилка очень опасна для российских позиций на Кавказе", - сказал он.

Затягивание урегулирования нагорно-карабахского конфликта к настоящему времени привело к тому, что позиции России в Армении оказались весьма шаткими. "Пока еще не на официальном уровне, но в Вашингтоне открыто говорили, по крайней мере, в 2015-2016 годах о возможности организации очередной цветной революции в Армении на антироссийской основе, что привело бы к свертыванию ОДКБ. План – сыграть на главной обиде Еревана, на взвешенной позиции России по Карабаху. США продолжают развивать свою деятельность в регионе с целью не допустить того, чтобы Россия сыграла ведущую роль в урегулировании карабахского конфликта, а также способствовать выходу Армении из ОДКБ", - сообщил Алексей Фененко, напомнив, как выводили из ОДКБ Узбекистан.

"В октябре 2011 года Ташкент посетила госсекретарь Хиллари Клинтон. Она провела закрытые переговоры с президентом Исламом Каримовым, и затем Узбекистан вышел из ОДКБ в очень болезненной для России форме – после того, как президент Владимир Путин, совершив первый государственный визит на новом сроке в Ташкент, подписал пакет договоров о сотрудничестве. Выйдя из ОДКБ, Узбекистан нивелировал эти соглашения. Где гарантия, что к Армении не будет применен узбекский сценарий? Достаточно вспомнить апрель 2016 года, когда Россия заняла взвешенную позицию по Карабаху, не поддержав открыто ни одну из сторон, призвав к прекращению огня – сразу в Армении активизировались антироссийские настроения. Так что возможен наиболее опасный сценарий с попыткой прихода к власти в Армении людей с более прозападным креном", - заключил доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

22100 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ