Позитивными и весьма полезными назвали прошедшие накануне в Сочи переговоры госсекретаря США Джона Керри с президентом России Владимиром Путиным и главой МИД РФ Сергеем Лавровым официальные представители обеих стран. При этом эксперты расходятся во мнениях относительно того, ознаменовал ли визит Керри некий новый подъем в российско-американских отношениях.
Оптимистическую точку зрения на переговоры в Сочи высказал завсектором ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев, выразив уверенность в том, что как США, так и Россия накануне совершили "шаг к возвращению отношений в русло нормальности". "Конечно, нам еще далеко до того, чтобы называть друг друга перспективными потенциальными партнерами, как это было в первое десятилетие XXI века. Тем не менее, прошлогодний курс американской администрации (no business as usual – "никаких дел, как прежде"), фактически, поставлен под сомнение. Стороны начали говорить о том, о чем, как и предполагали эксперты, все равно придется договариваться, - о противодействии общим угрозам. Практика показывает, что поодиночке мы не способны противостоять глобальным вызовам, более того, на мой взгляд, без взаимодействия России и США мир начал развинчиваться", - заявил эксперт.
По его словам, из-за разлада в российско-американских отношениях возникло напряжение во многих узловых точках мира. "Это напряжение может урегулировать только тесное взаимодействие наших стран – посмотрите, к каким конструктивным результатам привела совместная работа по Ирану. То есть даже в эти сложные времена мы периодически возвращались к актам взаимодействия, поскольку не могли иначе. Заметьте, вчера было заявлено, что стороны будут стараться не наносить долговременный ущерб отношениям; следует ожидать, что пропагандистские кампании пойдут на спад. Обаме, конечно, при этом предстоит преодолевать противодействие конгресса, который настроен на критику президента-демократа за провал так называемой "русской политики", но в дальнейшем, полагаю, между странами будет возобновлен диалог по самому широкому кругу вопросов", - ожидает он.
"В частности, это тематика стратегических наступательных вооружений, что связано и с европейской безопасностью, где Вашингтон имеет свое очень веское слово. Это, в свою очередь, связано с НАТО и соблюдением ограничений на военную активность альянса. Плюс масса других очень важных направлений, которые были заморожены в последние годы. Отмечу, что здесь необходимо не спуститься вновь на уровень политически декларативных обвинений друг друга по украинскому кризису, но зафиксировать свою готовность работать по выполнению минских соглашений. Ликвидация украинского кризиса, который абсолютно не вмещается в те цивилизованные рамки европейских отношений, которые начали было строиться, это тяжелейшая задача дня, и здесь готовность Вашингтона идти навстречу очень важна. Так что первый шаг сделан, будем теперь наблюдать за дальнейшими шагами", - заключил Сергей Ознобищев.
Заместитель декана факультета мировой экономики и международных отношений НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев, в свою очередь, отверг идею о том, что визит Керри стал стартом нового подъема в отношениях Россия-США. "Нужно понимать, что мы действуем в своей парадигме, а США – в рамках того политического расписания, которое сейчас существует на Западе. Почему состоялся этот визит госсекретаря именно сейчас? Во-первых, только что прошел День Победы, очень серьезное событие, о котором до сих пор говорит весь мир. Во-вторых, сразу после Парада Победы состоялся визит канцлера Ангелы Меркель в Москву. В-третьих, через полтора-два месяца будет поднят вопрос о судьбе антироссийских санкций, а в Европе сейчас есть разные мнения, ужесточать их или отменять. Поэтому Керри попал в очень сложную ситуацию, так как был вынужден присоединиться к поздравлениям по случаю Дня Победы, пытаясь одновременно как-то выбить из России хотя бы символические уступки перед решением ЕС о дальнейших санкциях, чтобы показать, что политика США правильная", - поведал он.
Как пояснил эксперт, удача подобной попытки позволяла бы США взять контроль над ситуацией. "Тогда у американцев сразу две опции: либо заявить, что санкции уже свою роль сыграли и их можно отменить, либо, наоборот, сказать, что Россия "прогибается" и ее надо еще нагрузить санкциями. При этом сразу стало понятно, что Москва ни на какие уступки не пойдет, тем более что Петр Порошенко "поразил", объявив о нападении на донецкий аэропорт, чем аннулировал миротворческие заявления Керри. Одновременно дуэт Путина и Лаврова сыграл очень достойно, и в итоге получилось так, что госсекретарь вынужден был сказать, в первую очередь, что в нарушении минских соглашений виновны обе стороны, во-вторых, что они остаются основой урегулирования украинского кризиса, в-третьих, он взял на себя обязательства успокоить амбиции Петра Порошенко. Четвертое – обе стороны оказались приверженцами сохранения минского процесса урегулирования украинского кризиса", - пояснил дипломатическую неудачу Керри политолог.
По его словам, именно эти события привели к тому, что повестка дня визита госсекретаря США в Россию была исчерпана на позитивной ноте и стороны распространили заявления о своем удовлетворении переговорами. При этом Суздальцев подчеркнул, что у США и России по-прежнему остается множество тем, где государства могут находить общий язык. "Это борьба с терроризмом, вопросы противодействия "Исламскому государству" и дестабилизации в Центральной Азии, учитывая, что проблема того же Афганистана не решена. Еще не надо забывать, что мы сейчас фактически на грани выпадения из процесса разоружения, сокращения ядерных вооружений. Эта тема, в которой заинтересованы и Москва, и Вашингтон, тоже всех беспокоит", - отметил эксперт.