Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, ратифицирующий Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Данный документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.
"Ратифицировать Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, подписанную в городе Актау 12 августа 2018 года", - сказано в нем.
Закон был принят Государственной Думой 19 сентября 2019 года, Советом Федерации - 25 сентября.
Напомним, Конвенция о правовом статусе Каспия была подписана на саммите "каспийской пятерки" в Актау 12 августа прошлого года. Кроме Владимира Путина, подписи под ней поставили лидеры Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана Ильхам Алиев, Хасан Рухани, Нурсултан Назарбаев и Гурбангулы Бердымухамедов.
В Конвенции устанавливается режим судоходства и порядок коллективного использования акватории Каспия, механизмы определения границ территориальных вод и рыболовных зон, разграничения дна и недр Каспия на секторы, условия прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также иные вопросы сотрудничества прибрежных стран.
Согласно Конвенции, в число основных принципов деятельности ее сторон на Каспии входит неприсутствие на нем вооруженных сил, не принадлежащих прикаспийским странам. Документ также уточняет пределы распространения суверенитета, суверенных прав и юрисдикции прибрежных стран на Каспии.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев, Конвенция имеет важное юридическое значение. "Системного правового документа, объединяющего и кодифицирующего отношения по акватории в хозяйственной деятельности, экономической и прочей, раньше не было. Была совокупность национальных подзаконных актов и кодексов, которые определяли деятельность каждой страны, а также пакет двусторонних и трехсторонних соглашений. Сейчас Каспийская конвенция включила в себя весь этот юридический багаж и закрыла правовую лакуну, которая существовала после распада СССР. Как известно, в советские времена хозяйственная деятельность осуществлялась по соглашению между СССР и Ираном, а после распада Союза образовались юридические лакуны, обросшие очень большим количеством проблем, связанных с хозяйственно-экономической деятельностью и регулированием взаимоотношений между странами", - рассказал он.
"Важно понимать, что с практическим сотрудничеством государств напрямую ратификация Конвенции не связана. Здесь существует разрыв, возникший не вокруг правоприменения по деятельности Каспийского моря, но в целом в мире. Сейчас есть международное право, которое кодифицирует отношения между теми или иными государствами (Каспийская конвенция является элементом этого международного права), и есть практика, которая может как противоречить, так и не противоречить международному праву. При этом, в отличие от Уголовного кодекса или международных документов, в которых прописана система наказаний для субъектов, отступающих от норм права, в Конвенции такого рода системы ответственности нет, она туда не закладывалась. Только конкретная правоприменительная практика покажет силу Конвенции, например, насколько она будет влиять на исполнение судебных решений", - добавил Александр Караваев.
Как отмечал ранее старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин, Конвенция о правовом статусе Каспийского моря была принята с той целью, чтобы, прежде всего, установить четкие правила игры и обязательства прикаспийских государств в отношении безопасности. "Конвенция имеет высочайший статус с точки зрения международных соглашений, потому что она регламентирует весь корпус каспийских вопросов, в то время как до ее подписания вопросы безопасности регламентировались декларациями и менее весомыми документами международными", - прежде всего обращал он внимание.
"В нынешних условиях, когда нарастает напряжение вокруг Ирана, когда США пытаются всеми способами расшатать ситуацию и вовлечь, в том числе, региональных игроков в геополитическое противостояние, как раз Конвенция представляет собой очень важный документ, гарантирующий, что прикаспийские государства не будут вовлечены в это противостояние - более того, что они не имеют права это делать. В частности, Конвенция устанавливает, что ее участники не могут предоставлять свое воздушное пространство для нанесения удара по Ирану или какие-либо объекты на своей территории для ведения разведывательной деятельности против Ирана. Конвенция прямо запрещает участвовать в агрессии третьих стран против партнеров по соглашению", - подчеркивал Станислав Притчин.