Окончательные результаты выборов президента Грузии ещё не объявлены официально (хотя по результатам подсчёта 90% бюллетеней 62,09% голосов набирает Георгий Маргвелашвили), однако и предварительных достаточно, чтобы судить о будущем страны при новом президенте. Именно об этом сегодня говорили в ходе видеомоста Россия-Грузия, в котором с российской стороны участвовал проректор Российского экономического университета имени Плеханова Сергей Марков, а из Тбилиси на связь вышли политологи Мамука Арешидзе и Рамаз Сакварелидзе.
В начале беседы Мамука Арешидзе, констатировав, что не все голоса ещё сосчитаны, подчеркнул, что на самом деле результат выборов был вполне ожидаем, и мнения в экспертном сообществе делились лишь в отношении того, будет ли второй тур, так как соцопросы рисовали в этом плане неоднозначную картину. "Единственный вопрос по поводу второго места здесь мнения экспертов не совпали с мнением народа", - отметил он.
Грузинский политолог обратил внимание на то, что народ поддержал "Грузинскую мечту", несмотря на то, что, как и упрекали Маргвелашвили его оппоненты, правящая коалиция не выполнила сделанные год назад обещания. По его мнению, важно также и то, что оппозиция в этом году набрала ещё меньше голосов, чем на парламентских выборах в 2012 году, так как это свидетельствует о потере популярности.
Сергей Марков в первую очередь поздравил грузинский народ "с прекрасно проведёнными выборами, которые соответствуют демократическим стандартам", так как, по его мнению, это большой шаг в развитии демократических институтов. "Результат соответствует моим ожиданиям - это выражение надежд грузинского народа, что "Грузинская мечта" будет продолжать работать в установленном курсе", - сказал он, напомнив, что именно при правящей коалиции началось улучшение российско-грузинских отношений.
"Я очень рад, что к власти в Грузии пришёл философ, что позволит вести более системную государственную политику. В частности, я надеюсь на дальнейшее улучшение отношений с Россией. Конфликтные вопросы сейчас должны быть отодвинуты в сторону, потому что у нас есть вопросы для общего взаимодействия. Нужно экспертное общение, общение молодёжи, восстановление транспортного сообщения, интенсификация экономических связей, а затем - снятие некоторых преград, которые существуют в законодательстве Грузии и восстановление полноценных дипломатических отношений", - призвал Марков.
Рамаз Сакварелидзе отметил, что в Грузии сегодня растёт новая смена политиков, одним из которых и является пока что неофициально победивший на выборах Георгий Маргвелашвили. "Маргвелашвили набирал свою популярность день ото дня. Большой скачок произошёл после его выступления на телевидении, где он показал себя как хороший политик", - напомнил политолог.
Также Сакварелидзе, говоря об отношениях с Россией, призвал обе стороны не быть пассивными в переговорах, так как "без обоюдного взаимопонимания и поддержки с обеих сторон такое урегулирование не удастся".
Затем эксперты обсудили фактические возможности нового президента, при этом Арешидзе подчеркнул, что президентская должность по-прежнему остаётся ведущей, несмотря на урезанные полномочия. "Это не израильский и не швейцарский руководитель. Это всё-таки фигура, а не свадебный генерал", - сказал он. При этом, независимо от фигуры премьер-министра, выстраивается конфигурация, где все принадлежат к одной партии.
"Премьером станет больше хозяйственник, чем политик. Я вижу здесь желание Иванишвили, находясь на гражданской платформе, влиять на процессы в стране. Многие приводят пример Ден Сяо Пина, и я думаю, что здесь есть что-то похожее. Иванишвили на начальном этапе будет сам контролировать процессы, проходящие в правительстве", - выразил он уверенность.
Между тем, как предупредили эксперты, хотя Саакашвили и уходит, у него остались рычаги влияния, в частности, тбилисское отделение "Единого национального движения", мэр Тбилиси и его окружение. "Такая же ситуация во многих городах. Власть на местах они держат в своих руках. Даже если они переметнулись на сторону новой власти, они всё равно будут действовать не в целях народа", - сказал, в частности, Арешидзе.