Народный банк Китая опустил курс юаня к доллару на 43 базисных пункта, установив средний обменный курс национальной валюты на уровне 7,0039 за $1, накануне он равнялся 6,9996 за $1.
По данным Reuters, т.н. фиксинг достиг минимального уровня с 21 апреля 2008 года, колебания курса юаня допускаются в пределах 2% от дневного фиксинга. На рынке материкового Китая юань сегодня торговался по 7,0436 за $1, офшорный юань - 7,0696 за $1.
Таким образом, сегодня власти КНР дали юаню упасть ниже психологически важной отметки 7 за $1 впервые со времен мирового финансового кризиса, после того как президент США Дональд Трамп пригрозил с 1 сентября установить 10-процентные пошлины на товары из Китая на сумму $300 млрд. В ответ Минфин США обвинил Китай в манипуляциях национальной валютой, Народный банк КНР опроверг эти обвинения.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин, неуклонное падение юаня определяется не столько мерами США, сколько внутренними причинами. "Китай испытывает трудности в экономике, сильное инфляционное давление, в частности, из-за того, что несколько снизился экономический рост, и государство решает многие вопросы путем печатания денег. Ситуация с США - да, несколько добавляет проблем. Хотя трудно сказать, ведь были времена, когда курс был 1 к 8, а потом несколько опустился. Так что все может быть, зависит от ситуации с экономикой внутри Китая", - пояснил он.
По словам эксперта, Вашингтон всегда обвинял Пекин в намеренном ослаблении национальной валюты, но Китаю не очень выгодно сильно опускать курс. "Для экспорта это хорошо, но тогда и доходы населения в валютном исчислении падают, цены растут. Это тоже может привести к нехорошим социальным последствиям внутри страны. Поэтому не думаю, что они будут активно использовать этот механизм", - уточнил директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО.
"Для российского торгового баланса сильное снижение курса юаня было бы плохо, потому что китайский экспорт может вырасти. Но, поскольку рубль тоже падает, то это может взаимно компенсироваться", - добавил Александр Лукин.
Заместитель директора Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Карнеев указал, что, хотя торговые войны всегда были в прошлом и, наверное, их не избежать в будущем, но сейчас происходит беспрецедентное противостояние между Китаем, который является экономическим колоссом, и США, которые тоже не собираются ослаблять позиции.
"Сейчас очень многие пытаются дать прогноз. Большинство из этих оценок основываются не столько на четком расчете, сколько на попытке, опираясь на исторический опыт, предсказать поведение обоих участников. Напрашивается, например, сравнение с 1980-ми годами, когда США сумели остановить, казалось бы, стремившуюся к доминированию Японию. Многие тогда прогнозировали, что она захватит лидерство в мировой экономике. Но США сумели, благодаря целой системе мер, оказать давление. И Япония давно не претендует на лидерство, она откатилась на третье место. Многие думаю, что США могут повторить этот трюк. Но Китай - это не Япония. Япония была и остается доминионом или протекторатом США, и воздействие на Японию тогда у США было намного больше, чем те рычаги, которые есть сейчас в отношении Китая. Так что опыт предыдущих лет может мало помочь предсказать, как поведут себя эти два игрока, два мощнейших политико-экономических механизма", - пояснил эксперт.
По его словам, речь идет не просто о торговых уступках, на самом деле США пытаются не допустить, чтобы Китай догнал, а потом и подвинул их с места мирового лидера, так что "страсти по поводу валютного курса - лишь небольшая часть картины, верхушка айсберга".
"Будет ли дальше падать юань? Китайское правительство даже в кризисной ситуации сохраняет хладнокровие, думаю, Пекин будет действовать так же и дальше, будет жестко отстаивать свои позиции, показывать США, что с ними языком ультиматумов говорить бесполезно. В то же время, Китай не будет провоцировать новых витков конфронтации", - предположил заместитель директора Института стран Азии и Африки при МГУ.
Отвечая на вопрос, упал ли курс юаня "самостоятельно" или в результате спланированных действий Народного банка и правительства Китая, эксперт выразил мнение, что присутствуют оба фактора, то есть рынок оказывает давление на курс, и власти Китая специально, так сказать, разрешают этому происходить, чтобы оказать давление на США.
"Что будет дальше, предсказать очень трудно. Каждая из сторон намерена вынудить другую уступить. Хотя у обеих сторон есть мотив, чтобы все-таки достичь соглашения. Но мне кажется, что, даже достигнув соглашения, соперничество не закончится. Это будет некий промежуточный вариант, а вот это соперничество-сотрудничество так и будет дальше развиваться", - заключил Андрей Карнеев.