Вестник Кавказа

Отменит ли Европа Шенген?

Министры внутренних дел и юстиции стран-членов ЕС собрались сегодня в Амстердаме, где в рамках неформальных дискуссий пытались определить способ, который поможет ограничить миграционный поток в ЕС, проходящий через территории Турции и Греции. На повестке дня перед министрами стоит выбор - или гарантированный способ защиты границ ЕС от незаконной миграции, или введение пограничного контроля внутри Евросоюза, то есть полный или частичный распад Шенгенской зоны.

Как заявила глава МВД Австрии Йоханна Микл-Ляйтнер, если сейчас "не защитить европейские границы, то есть греко-турецкую границу, тогда граница Шенгенской зоны будет перемещена в центральную Европу"

Накануне глава Евросовета Дональд Туск также обратил внимание, что Шенгенская зона может прекратить свое существование через два месяца, так как безвизовый режим между странами ЕС может быть отменен, если властям не удастся решить вопрос с мигрантами. Он также отметил, что Евросоюз "потерпит крах как политический проект", если он не сможет обеспечить безопасность своих внешних границ.

В свою очередь председатель Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер полагает, что исчезновение Шенгенской зоны грозит рисками существованию Европейского союза.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов отметил, что в нынешних условиях "распад или упразднение Шенгена в смысле возвращение контроля на внутренних границах почти неизбежно". "Это не полный отказ от идеи, и для нас, как не жителей Евросоюза, я думаю, мало что изменится, потому что от введения визы, в общем-то, отказываться не обязательно. Потому что самое большое удобство для внешних визитеров после введения Шенгена заключалось в том, что можно один раз ее получить, и дальше не ездить. Но эта ситуация, когда, перелетая из страны в страну, внутри можно было просто, не глядя, следовать дальше, как внутри одной страны, скорее всего это сейчас как минимум заморозят", - сказал политолог. Однако по его словам, возвращение полноценного контроля на внешних границах Евросоюза маловероятно, так как "совершенно непонятно, как это делать". "Каким образом обеспечивать более плотную защиту извне, учитывая, что есть проблемы в отношениях со странами-соседями? Ну, прежде всего это Турция, через которую идет наибольший поток мигрантов. Это проблема, связанная с людьми, которые приплывают, их высаживают, и при наличии все-таки европейских стандартов сбрасывать их в воду или топить корабли никто не будет, конечно, так что обеспечить гарантированную крепость, забор по внешнему контуру, мне кажется, не получится. Соответственно, Шенген, скорее всего в том или ином виде будет редуцироваться", - отметил эксперт.

По словам Федора Лукьянова, в Евросоюзе в контексте решения миграционного кризиса помимо преобразования Шенгенской зоны и закрытия греко-турецкой границы могут рассматриваться вопросы ужесточения правил приема беженцев и их депортации уже в каждой конкретной стране. Так, "с депортацией в Европе всегда были большие проблемы, в том числе и на законодательном уровне, в том числе и на уровне общественного мнения, потому что лево-ориентированные силы всегда протестовали, Я думаю, что это медленно, но, тем не менее, будет меняться".

По мнению эксперта, говорить сейчас о какой-то последней капле, которая приведет к отмене Шенгенской зоны в ее текущем виде, не совсем правильно, так как "уже все, что можно, произошло". "Это и, с одной стороны, террористические атаки, которые может и не напрямую, но связаны с притоком, и те изменения в общественном настроении в Европе, которые происходят в связи наплывом беженцев. Так что я, честно говоря, не думаю, что нужны какие-то еще события. Если что-то еще произойдет, ну не дай Бог какой-нибудь еще теракт, например, просто то, что уже назрело, может быть, быстрее будет вводиться в действие. А так тут, в общем, все уже примерно понятно", - констатировал Федор Лукьянов.

По мнению директора Института стратегического планирования и прогнозирования, профессора Александра Гусева, сначала нужно определить, что понимать под Шенгенской зоной сейчас. "Есть Шенгенское соглашение, которое ушло в прошлое, есть Шенгенское законодательство стран ЕС. Я напомню, что в зону Шенгена или в Шенгенское законодательство сегодня входят 22 европейские страны и три страны еще стоят наблюдателями. По сути дела, основная часть стран ЕС входит в это Шенгенское законодательство".

Эксперт обратил внимание, что миграционная ситуация в ЕС сейчас складывается достаточно сложная, так как "ряд стран, входящих в Шенгенское законодательство приняли решение о закрытии собственных границ". "Сюда надо отнести такие страны, как Австрия, которая фактически первой приняла решение о закрытии границы, достаточно серьезное положение сейчас в восточно-европейских странах, которые не понимают политики Брюсселя и Жана-Клода Юнкера, квотирование мигрантов и размещение их на своей территории. Та же Польша заявляет о том, что как моноконфессиональное и мононациональное государство она готова закрыть границы - напомню, что в Польше 95% жителей, проповедующих католицизм, и поляки по национальности. Поэтому для них это просто смерти подобно. Это касается и Восточных земель западной Германии, которые в 90 году вышли из состава ГДР в ФРГ. Они сейчас достаточно жестко сопротивляются тем поползновениям мигрантов на их земли и достаточно жестко критикуют федеральную власть", - напомнил Гусев. 
Если говорить о выборе, которой сейчас стоит перед странами ЕС, то фактически его нет. "Шенгенское законодательство необходимо менять, - отметил политолог. - Но это не значит, что сейчас Шенгенская зона сжимается, страны не выходят из Шенгенского законодательства, но предпринимают шаги для закрытия своих границ. Такие границы есть и с той же Испанией, и в Италии, может быть, в меньшей степени, чем заявила об этом Австрия, но, тем не менее, конечно, Шенген трещит по швам. И для европейцев, представляющих прежде всего ЕС, сейчас важно понять, куда двигаться дальше. Но по предварительным оценкам можно предположить, что вероятнее всего, Шенгенское законодательство придется пересматривать. И, собственно, для этого собираются в Амстердаме сотрудники, которые отвечают фактически за миграционную политику. В том виде, в котором сегодня существует Шенгенское законодательство, оно не может обеспечить, во-первых, беспрепятственный проход или проезд мигрантов, во-вторых, Шенгенское законодательство ставит достаточно жесткие условия по прохождению границы. Границ быть не должно между странами Шенгенского законодательства", - уточнил Гусев.

"Потом, есть так называемая "Дублинская декларация", согласно которой, она является фактически частью Шенгенского законодательства, которая говорит о том, что в первой стране, куда приезжают мигранты или беженцы, они должны обращаться за миграционной помощью, эта страна должна выделять деньги для их обеспечения и ставить вопрос о предоставлении им либо greencard, либо вида на жительство, либо гражданства. Но мигранты этого делать не хотят. То есть, прибывая в Грецию, или Испанию, или Италию, они стремятся попасть в страны более сытые – такие, как Германия, Франция, Великобритания, поэтому в этой части Шенгенское законодательство также не работает, я имею в виду в рамках Дублинской декларации. Поэтому сейчас должен с полной ответственностью заявить, что Шенгенское законодательство трещит по швам. Поэтому необходимо принять меры или действия наднационального уровня Европейского Союза для изменения этого законодательства, ни много, ни мало", - добавил он.

Как отметил Александр Гусев, какое-то кардинальное решение о закрытии или изменении Шенгенского законодательства не может быть принято единовременно, этот процесс будет растянут на 2016, а может быть и даже 2017 год. "Единомоментно этого сделать невозможно, потому что, во-первых, очень много стран участвует в этом законодательстве, а во-вторых, ситуация по-разному складывается в разных странах с мигрантами", - объяснил эксперт.

Говоря об инструментах, которые могут рассматриваться в ЕС для того, чтобы остановить миграционный поток в Европу, политолог обратил внимание, что о "закрытии греко-турецкой границы речь пока не идет". "Дело в том, что Турция сейчас получила 4,5 млрд евро для обустройства лагерей беженцев. Их там восемь, а сейчас планируется еще увеличить до 15, а может быть, 16. Поэтому Турция рассматривается странами Европейского Союза не только как перевалочная база или транзит для мигрантов, для беженцев, а как страна, которая будет принимать увеличивающийся поток беженцев. Поэтому о закрытии речи идти не может. Греки, конечно, настаивают на том, чтобы установить какой-то более жесткий режим. Но они все же воспринимают Турцию как некий спасительный круг, так как основная часть мигрантов, приплывающая в Грецию, все-таки оседает еще в Турции. Турки тоже вроде бы настроены на то, чтобы этот режим узаконить, но деньги для них тоже имеют важное значение", - пояснил он.

"Что касается дальнейшего преобразования Шенгенского законодательства, то я полагаю, что страны ЕС сейчас стоят пред проблемой ужесточения, во-первых, миграционного законодательства, а в связи с этим, конечно, будут пересматривать Шенгенское законодательство в сторону усиления его жесткости, более серьезных движений в сторону ужесточения. И мне кажется, что Шенгенское законодательство выполнило свою роль, сейчас должен быть принят другой документ, другая версия, может быть, этого Шенгенского законодательства, а может быть, совершенно новый документ", - заключил Александр Гусев.

По итогам неформального заседания глав МВД стран-членов ЕС в Амстердаме госсекретарь Нидерландов по безопасности и юстиции Клаас Дикхоф объявил, что страны-члены ЕС в понедельник поручили Еврокомиссии подготовить нормативные и практические рамки, которые позволили бы странам-членам продлить временный контроль на границах внутри Шенгенской зоны дольше, чем на 6 месяцев.
 

17995 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября