Вестник Кавказа

Россия меняет пограничную политику

Федеральная служба безопасности России разработала проект президентского указа об основах государственной пограничной политики России. Его текст опубликован на сайте ведомства.

Документ призван заменить действующие в настоящее время основы госпогранполитики РФ, которые были утверждены 5 октября 1996 года. Он расширяет список потенциальных угроз и уточняет перечень национальных интересов РФ. В проекте внимание обращается на изменившуюся геополитическую ситуацию, которая ставит Россию под удар международного терроризма и сепаратизма, а также негативных последствий дестабилизации обстановки на приграничных территориях.

Целями госпогранполитики России, согласно проекту, являются защита национальных интересов в пограничном пространстве, а также создание благоприятных условий для социально-экономического развития приграничной территории РФ.

Также документ определяет основные задачи государственной пограничной политики. Это - выявление и нейтрализация угроз суверенитету территориальной целостности РФ; поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе России и приграничной территории; предотвращение вооруженных конфликтов и пограничных инцидентов на государственной границе Российской Федерации; обеспечение защиты интересов и безопасности граждан РФ, государственных и общественных организаций в пограничном пространстве России и ряд других.

В документе прописан перечень национальных интересов страны в пограничном пространстве, раньше он упоминался, но не был конкретизирован. Национальными интересами в этой сфере названы обеспечение суверенитета, исключительных прав в морских пространствах (где распространяется юрисдикция РФ), политическая и социальная стабильность, личная безопасность граждан, создание условий для их социально-экономического, духовно-нравственного и культурного развития. Также важны интересы в плане сохранения природных ресурсов, обеспечения экологической и эпидемиологической безопасности, "поддержания добрососедских отношений с сопредельными государствами".

В проекте сформулированы основные угрозы национальным интересами безопасности России в пограничном пространстве. К ним отнесены территориальные притязания ряда иностранных государств к России, попытки проникновения на территорию Российской Федерации членов международных террористических и экстремистских организаций и участников НВФ, наличие вблизи государственной границы РФ очагов социально-политической и военной напряженности, риски возникновения пограничных инцидентов, связанные с этим.

Кроме того, в числе угроз - сохраняющиеся предпосылки к дестабилизации общественно-политической обстановки на приграничной территории России на почве неразрешенных социально-экономических проблем, религиозно-этнических противоречий и сепаратистских проявлений среди населения приграничной территории; рост рисков экономической и демографической экспансии отдельных районов на приграничной территории из-за низкой заселенности и уровня социально-экономического развития, а также транспортной изоляции.

В перечне угроз также названы попытки расхищения природных ресурсов Российской Федерации, деятельность трансграничной организованной преступности, криминализация населения приграничной территории, связанная с незаконной миграцией, контрабандным перемещением через границу оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, наркотических и психотропных веществ, материальных и культурных ценностей.

Также в числе угроз - риски возникновения на приграничных территориях сопредельных государств стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий и эпизоотий и угроза их переноса на территорию России; активизация сопредельных государств и транснациональных компаний в попытках освоения и использования стратегических ресурсов морских пространств в ущерб национальным интересам России.

В отличие от действующего документа в проекте отсутствует пункт о совпадении новых границ РФ с прежними границами административно-территориального деления СССР. Теперь принципом, на котором будет основываться пограничная политика, будет "дифференцированный подход в выборе форм и способов реализации" политики России с сопредельными государствами, а также в рамках СНГ, Союзного государства, ОДКБ, ШОС и ЕАЭС.

11805 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ