Изолированная, слабая и дестабилизированная Россия не в интересах Европы, заявила сегодня глава европейской дипломатии Федерика Могерини в Риме, в Ассоциации иностранной прессы, получая премию Института исследований в области международной политики за вклад в развитие имиджа Италии. Как пояснила Могерини, Россия приносит "большие результаты" в поиск решений существующих кризисов в мире.
"Сегодня никто в Европе не может думать, что справится в одиночку. Менталитет блоков не является европейским. Мы всегда опирались на принцип установления диалога как орудия для разрешения кризиса", - приводит ее слова РИА Новости.
Мнения экспертов относительно смысла этого заявления Федерики Могерини разошлись. Так, заместитель председателя Редакционного совета "Вестника Кавказа", гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев подчеркнул, что точка зрения, высказанная главой европейской дипломатии, противоречит реальной политике Брюсселя.
"Могерини говорит, что менталитет блоков не для Европы, но вся Европа входит в различные блоки: в военно-политический блок НАТО, в политический и экономический блок Евросоюза. Уже противоречие реальности. Затем, все санкции, которые ЕС принял в отношении РФ, по сути, направлены на дестабилизацию России, потому что они, по задумке, должны наказать российское население и заставить его сменить власть в стране. И эти слова не соответствуют действительности. Здесь, наверное, можно говорить о ставшем уже достаточно традиционным раздвоении личности у многих западных политиков, когда они говорят одно, думают другое, делают третье", - полагает он.
В связи с этим эксперт призвал ориентироваться на поступки европейских политиков, а не на их слова. "Что в их словах настоящее – непонятно, так что имеет смысл считаться не с заявлениями, а с делами. Дела, увы, пока говорят об обратном: что блоковое мышление вполне характерно для Европы, которая, в ущерб даже собственным интересам, но по логике именно блоковой дисциплины, вводит санкции против РФ. Я не думаю, что нам имеет смысл ловить каждую улыбку на лице западных политиков – пусть поступки характеризуют их действия, а не слова. Наверняка, Могерини произносит фразы, отражающие определенные настроения в среде европейских политиков, которые все больше осознают несоответствие европейским интересам истории вокруг Украины – но поступков пока нет", - обратил внимание Сергей Михеев.
Завсектором ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев, в свою очередь, отметил, что Федерика Могерини могла высказать не согласованную с Брюсселем, а свою личную точку зрения. "На панъевропейском уровне нет, строго говоря, администрации президента, так что Могерини высказала позицию, которая, по ее мнению, должна соответствовать в наибольшей степени европейским устремлениям, тому, как видит Большая Европа будущие отношения с Россией. Другое дело, что на столь высоком посту даже такое заявление выглядит как стремление посмотреть на Россию свысока – а ведь это самая недальновидная политика. То, что мы имеем сегодня, выросло из 90-х, когда на Россию смотрели как на страну второго-третьего сорта. Россия собралась с силами и теперь проводит самостоятельную политику, которая в последнее время Западу не нравится больше, чем нравится, сохраняя все признаки мирового центра", - поведал эксперт.
По его мнению, Европа сегодня заинтересована в том, чтобы помочь России выбраться из сложившегося финансово-экономического кризиса, а не усугублять его, так как это будет негативно сказываться на самих же европейских странах. "России надо желать всяческого добра и вместе выходить из создавшейся критической ситуации. Это будет дальновидная политика. Не считаться с Россией нельзя, потому что даже в условно ослабленном виде она все равно остается мощной державой, и последствия негативных процессов, которые в ней происходят, воздействуют на весь мир", - подчеркнул он.
Рассуждая о второй части заявления Могерини, Ознобищев предложил несколько трактовок ее слов. "Если имеется в виду "Европа без разделительных линий в сфере безопасности", то это вполне российский подход к проблеме. Многие политические деятели говорят о том, что необходимо выстраивать единую европейскую безопасность или вообще безопасность от Атлантики до Тихого океана. Если речь о нивелировании влияния блоков, о создании на базе НАТО с участием России некой новой организации, которая действительно занималась бы вопросами безопасности, это другое дело. Это вопрос крайне сложный, ведь бюрократия - страшная сила, она будет всячески противиться реформе НАТО. Очевидно, что модернизация систем европейской и глобальной безопасности необходима, иначе Россия будет все время чувствовать себя в некой геополитической изоляции. Поэтому надо дальше либо прислушиваться к Могерини, либо вести дело к модернизации системы европейской безопасности, с учетом тех пожеланий, которые многократно высказывались нашими официальными лицами", - заключил завсектором ИМЭМО РАН.