Вестник Кавказа

Иран открыл двери для иностранных инвесторов

Иран в преддверии снятия нефтяных санкций активно налаживает контакты со всеми возможными партнерами по развитию его нефтегазового рынка, остро нуждающегося в инвестициях и современных технологиях, которые могут обеспечить иностранные компании, успешно развивавшиеся все время санкционного давления на Исламскую Республику. Среди приглашенных к сотрудничеству – российские компании и азербайджанская SOCAR.

В частности, о прямом приглашении к инвестированию в иранский нефтегазовый сектор накануне сообщил первый вице-президент SOCAR Хошбахт Юсифзаде, добавив, что в списке предложенных морских проектов нет ни одного на спорной с Азербайджаном территории Каспия. Также Иран рад видеть азербайджанские инвестиции в любое сухопутное месторождение.

Однако насколько иранские месторождения привлекательны для инвестиций в текущих условиях перепроизводства нефти и спада спроса на энергоносители? Далеко не все крупные нефтегазовые компании спешат вкладываться в иранский рынок.

Так, вице-президент, пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" сообщил, что компания пока не планирует входить в Иран. "В плане добычи или инвестиций нас интересуют практически все страны, "Роснефть" – глобальная компания, однако не все условия нам интересны. К примеру, мы не будем входить в Иран так, как работает, к примеру, "Лукойл" в Ираке, где он, фактически, выполняет функцию подрядчика за очень маленькую маржу. "Роснефть" так не работает, хотя мы и рассматриваем все предложения", - пояснил Михаил Леонтьев.

Руководитель бакинского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, развивая замечание Леонтьева, обратил внимание на те строгие условия, которые ставит Иран перед иностранными компаниями, несмотря на приглашения. "Напомню, что по сухопутным месторождениям Ирана как закрытой страны долгое время не было никакой информации, однако, муссировались заявления, что там, особенно в персидском заливе, на суше нефть добывают, как воду. Теперь же, после того, как стало очевидно снятие санкций, нефтяные компании стали интересоваться, что к чему – и вдруг правительство Ирана заявляет, что не допустит контракты на совместную разработку типа production share agreement (PSA), считая подобное соглашение о разделе продукции "ниже своего достоинства". А прежний вариант buy-back, за сервисные услуги, напротив, совершенно не интересен иностранным компаниям", - рассказал Ильхам Шабан.

Именно поэтому Иран разработал пресловутый Iran Petroleum Contract, о котором "Вестник Кавказа" писал ранее. "Это нечто среднее между PSA и buy-back, то есть государство относительно заручается, что будет идти раздел именно продукции, а не денег, но не гарантирует стопроцентного раздела рисков, как в PSA. Отсюда у инвесторов возникли вопросы. Что будет, если цена на нефть еще упадет? Тогда придется увеличивать добычу – но Иран является членом ОПЕК и не может экспортировать выше квоты. При этом продавать нефть на внутреннем иранском рынке намного менее выгодно – цены там еще ниже. То есть риски потенциальных инвесторов растут из-за объявленных Ираном условий", - поведал эксперт.

Обнаружился и другой подводный камень – разработка сухопутных месторождений в Иране не столь дешевая. "Себестоимость нефти там далеко не самая низкая, месторождения требуют капитальных вложений. Причем это касается даже давно разработанных участков, так как нефть на них добывалась совершенно не по тем технологиям, который используют потенциальные иностранные разработчики и инвесторы. Грубо говоря, такие месторождения похожи на дорогую иномарку с дешевыми китайскими или даже самодельными запчастями внутри, для того, чтобы привести нефтедобычу на них в порядок, придется многое кардинально менять", - подчеркнул Ильхам Шабан.

"В итоге получается, что, входя в разработку месторождения, иностранная компания должна и отдавать заметную часть нефти иранскому правительству, и переделывать процесс добычи, то есть для получения каких-либо прибылей иранский нефтегазовый сектор требует от компаний значительных инвестиций. Это весьма проблематично при нынешней ценовой конъюнктуре. Напомню, что, по прогнозам Всемирного банка, до 2025 года цены на нефть не перевалят за $80 за баррель, а это значит, что входить на иранский рынок будут только крупнейшие нефтегазовые компании", - заключил он.

В связи с этим руководитель бакинского Центра нефтяных исследований ожидает, что азербайджанская SOCAR будет участвовать на правах shareholders, деля риски с крупными компаниями в размере 10-20% долевого участия в тех или иных месторождениях.

12145 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ