Стремление сторонников экс-премьера и бывшего президента Армении Сержа Саргсяна противостоять правительству Никола Пашиняна обречено на провал, заявил председатель совета Клуба журналистов "Аспарез" Левон Барсегян.
По его словам, во многом это связано с арестом второго президента страны Роберта Кочаряна в рамках расследования уголовного дела о событиях 1 марта 2008 года.
Он подчеркнул, что Кочарян может сообщить следствию информацию, на основании которой к уголовной ответственности могут быть привлечены и другие выдающиеся армянские политические и общественные деятели.
Напомним, 27 июля суд общей юрисдикции ереванской общины Шенгавит постановил заключить под стражу Кочаряна, обвиняемого в свержении конституционного строя по предварительному сговору с должностными лицами.
Как рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" бывший мэр Еревана Ваагн Хачатрян, ситуация развивается крайне неблагоприятно для экс-президента, Кочаряна могут приговорить к реальному лишению свободы.
"То, что происходило 10 лет тому назад, все хорошо знают. Все знают, что без ведома Кочаряна, без его прямого приказа ни министр обороны, ни другие подчиненные не поступили бы так, как они поступили", - отметил он.
Хачатрян также подчеркнул, что события 2008 года остаются тяжелыми воспоминаниями для армянской общественности, которая ожидала, что с приходом новой власти это преступление будет расследовано в рамках закона.
"Все ждали наказания тех людей, которые отдали приказ стрелять в митингующих, в связи с чем 10 человек были убиты. Так что арест Кочаряна, я уверен, все восприняли как должное. Исходя из тех материалов, которые были представлены Следственным комитетом, его ожидают 15 лет заключения", - продолжил экс-мэр Еревана.
При этом он поделился, что известие стало для многих неожиданностью, так как существовал страх того, что правительство Пашиняна, вынужденное решать множество накопившихся проблем, просто закроет глаза на расследование преступления десятилетней давности.
Он также добавил, что в рамках расследования дела к уголовной ответственности могут быть привлечены и другие лица, в частности, Серж Саргсян.
"Я не судья и не член Следственного комитета, но я уверен, что те люди, которым все было известно, понесут наказание. Был приказ Министерства обороны №0038, о нем знали члены так называемого "штаба", премьер-министр, председатель парламента и другие официальные лица, вице-премьер, а также люди, которые знали о том, что 23 февраля 2008 года отдан был приказ силой разогнать толпу, не учитывая, что это мирный митинг, никакого оружия у собравшихся не было. Эти люди должны отвечать за то, что произошло 1 марта", - заключил Хачатрян.
В свою очередь, ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг" Александр Караваев отметил, что судебное расследование событий 1 марта 2008 года отвечает природе тех протестных акций, на фоне которых пришел к власти Никол Пашинян.
"Это воззвание к справедливости. И апелляция к справедливости более востребована в обществе, нежели апелляция к какой-либо модернизации, мобилизации экономической, даже включая мобилизацию на вопросы внешней политики. Такой мотив апелляции к справедливости возникает только в том случае, когда есть какие-то события, которые воспринимаются обществом как преступления власти по отношению к обществу. Это может быть одно событие или ряд каких-то явлений. И в этом ряду события 2008 года являлись рубежными не только для оппозиции, но и для армянского общества в целом", - подчеркнул эксперт.
При этом он сообщил, что вопрос о необходимости реального тюремного заключения для Роберта Кочаряна остается во многом спорным, так как это может сплотить силы, которые считают себя сторонниками прежней власти.
"Есть социальные группы, которые связаны с бывшей властью, выступали с конформистских позиций, или сфера их деятельности или бизнеса была напрямую связана с представителями бывшей власти. Поэтому они не в восторге от того, что случилось. И это негативное отношение к этому аресту может повлиять если не на предстоящие выборы, то вообще на формирование ответной волны в адрес этих новых революционных течений", - полагает эксперт.
Караваев также не исключил того, что арест Кочаряна мог являться частью следки между новой и старой политической элитой.
"Возможно, они договорились, что не будет прокатываться очень серьезная волна чисток, а останутся, предположим, те, кто захотят работать с представителями новой власти. И к ним не будет предъявлено каких-то персональных исков", - продолжил аналитик.
Он также обратил внимание на то, что расследование преступлений 1 марта 2008 года являлось одним из условий поддержки населением Пашиняна.
"Население поддержало его как политического лидера, ожидая, что Пашинян, будучи фактически главой, руководителем страны, предъявит обвинения именно по этому эпизоду. И, возможно, этим и ограничится. Плюс некоторые коррупционные расследования, которые будут, может быть, уже не так интересны и не будут иметь такого резонансного значения, а просто будут очищением власти и частичного передела собственности, потому что все эти коррупционные дела тем не менее связаны с тем, что теневой рынок продолжает жить своей жизнью", - заключил Александр Караваев.