Ровно 13 лет назад, 23 ноября 2003 года, в Грузии произошла "революция роз", полностью изменившая страну.
Никаких мероприятий в стране по поводу этой даты не проводится: новые власти отказались отмечать поворотный день в истории Грузии. Не до празднования и "Единому национальному движению", оказавшемуся в проигрыше после октябрьских парламентских выборов, - передает Грузия Online.
Главной и наиболее общей предпосылкой к революции стало недовольство управлением страной Эдуардом Шеварднадзе, вызванное накопившимися претензиями к правительству, связанными с тяжелым экономическим положением в стране и коррупцией среди государственных служащих.
Парламентские выборы в Грузии прошли 2 ноября 2003 года и, по официальным данным, завершились победой Шеварднадзе и его союзников, но оглашенные результаты не признали международные наблюдатели и противники Шеварднадзе. Михаил Саакашвили демонстративно заявил о своей победе и выдвинул требование провести новые выборы, призвав грузинских обывателей выйти на улицы и поддержать его.
К середине ноября в столице Грузии Тбилиси начались массовые демонстрации, затронувшие впоследствии другие города и поселки страны. Протесты оппозиции достигли своего пика 22 ноября, в первый день заседания нового грузинского парламента, легитимность которого была поставлена под сомнение. В тот же день оппозиционеры во главе с Саакашвили с розами в руках (откуда и пошло название революции) захватили здание парламента, прервали выступавшего с речью Шеварднадзе и вынудили его покинуть зал в сопровождении телохранителей.
Вечером 23 ноября, в день Святого Георгия в Грузии, Эдуард Шеварднадзе провел встречу с оппозиционными лидерами Михаилом Саакашвили и Зурабом Жвания, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию на собрании, устроенном российским министром иностранных дел Игорем Ивановым, и после встречи Шеварднадзе объявил о своей отставке. Это вызвало настоящую эйфорию на улицах Тбилиси. Более 100 тыс митингующих отмечали победу с фейерверками и рок-концертами.
Нино Бурджанадзе, спикер грузинского парламента, стала исполняющим обязанности президента до тех пор, пока не был проведен новый тур переголосования. Тем временем Верховный суд страны аннулировал итоги президентских выборов. 4 января 2004 года в Грузии были проведены новые президентские выборы, на которых одержал победу Саакашвили. К власти в Грузии пришли "Национальное движение" и "Объединенные демократы", президентом страны стал Михаил Саакашвили, премьер-министром - Зураб Жвания, а председателем парламента - Нино Бурджанадзе.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе, "революция роз" перевернула жизнь в Грузии. "Здесь необходимо разделять первые четыре года, от 23 ноября 2003 года до 7 ноября 2007 года, и все остальные годы. В первый период были проведены беспрецедентные по своему размаху и глубине реформы, в результате которых была искоренена массовая коррупция и Грузия по праву вошла в число самых некоррумпированных стран в Европе и в мире. Появилась патрульная полиция и нормальная армия, в 8 раз вырос бюджет, увеличились оклады бюджетников, инвестиции в 2007 году достигли уровня в 120% ВВП", - напомнил он.
Но у достижений была и другая сторона. "Значительная часть реформ проводилась совершенно незаконными методами, не считаясь с законодательством и правами людей. С самого начала страдало сельское хозяйство, его реформы не коснулись. Когда же несправедливости стало слишком много и народ выразил протест, Саакашвили разогнал демонстрацию в тот ноябрьский день 200 года и в физическом смысле уничтожил независимую радиостанцию "Имеди". В последующие годы, вплоть до победы "Мечты" в октябре 2012 года, шла полнейшая контрреволюция через закручивание гаек и выстраивание авторитарной вертикали. А в 2008 году произошла военно-политическая авантюра Саакашвили в Цхинвали, разрушившая Грузию", - подчеркнул политолог.
"Подводя итоги, скажу, что, с одной стороны, часть положительных результатов "революции роз" сохраняется в Грузии до сих пор, однако урон, нанесенный стране авторитарным режимом Саакашвили, не поддается учету: в денежном выражении он колоссален, а моральный ущерб не возможно сосчитать. Такой печальный итог", - заключил он.
Будучи начальником аппарата при президенте Эдуарде Шеварднадзе, Петре Мамрадзе обратил внимание, что в те годы в начале двухтысячных революция была неизбежна. "Начиная с лета 2000 года Шеварднадзе отходил от реальности. Я постоянно был при нем, общался с президентом каждый день. Главной причиной тому была, конечно, тяжелейшая болезнь супруги, которая завершилась ее кончиной в 2004 году. Из-за нее последние 1,5 года он был, фактически, не у дел, а коррумпированное окружение говорили Шеварднадзе лишь то, что ему могло быть приятно – человеку, который никогда не верил приятным словам и сразу замечал неладное за лестью. На этом фоне революция была неизбежной", - уверен эксперт.
"Можно только радоваться тому, что во главе революции встали такие люди, как Зураб Жвания, Нино Бурджанадзе, даже Михаил Саакашвили, которые при Шеварднадзе были министрами, председателем парламента и так далее – это были весомые люди, которые провели революцию мягко и совершенно бескровно. Шеварднадзе ушел в отставку с облегчением, как он тогда сказал по телевидению "Иду домой". Он постоянно говорил это в последние 1,5 года: "Мне бы сейчас дома сидеть рядом с моей Нанули, которая так тяжело болеет, и смотреть за ней"", - поведал Петре Мамрадзе.
Руководитель Центра глобальных исследований Нана Девдариани напомнила афоризм "революция пожирает своих детей". "В Грузии так и получилось. Самое плохое в том, что революционеры переступили черту Конституции, черту закона. Конечно, этот процесс был необратим, и для меня лично, например, сюрпризом не было то, что насилие стало нормой, ведь революция обычно вызывает целый поток насилия. Что касается достижений и реформ, то их можно сравнить с тем, что сделал с центром Тбилиси Саакашвили: там все фасады вроде бы были отреставрированы, но только косметическим ремонтом, а за фасадами дома стояли устаревшие и разрушенные. Вот это и есть портрет достижений революции", - подчеркнула она.
Нана Девдариани согласилась с тем, что в годы, предшествовавшие революции, Эдуард Шеварднадзе попросту устал от власти. "Заметьте, революцию совершили его же ученики, те, которых он вырастил и вывел на политическое поприще. Удержать власть он, конечно, мог, но посчитал, что ему уже не нужна такая власть, достигнутая путем насилия. В те дни Шеварднадзе отказался от насилия и ушел в отставку, что, кстати, стало большой неожиданностью для самих революционеров. Они же рассчитывали на украинский вариант, когда Кучма оставался несколько месяцев президентом, обеспечив конституционный переход власти", - отметила политолог.