Суд Евросоюза общей юрисдикции в Люксембурге отказал сегодня "Роснефти", Сбербанку, ВТБ, Внешэкономбанку, "Газпром нефти" и "Алмаз-Антею" в удовлетворении исков об отмене санкций.
"Суд ЕС подтверждает ограничительные меры, принятые Советом ЕС в отношении нескольких российских банков и нефтегазовых компаний", - цитирует сообщение пресс-службы суда, распространенное после оглашения решения, РИА Новости.
"Суд считает, что Совет ЕС достаточно мотивировал оспариваемые действия… Суд подчеркивает, что заявляемая цель оспариваемых в суде действий заключается в увеличении цены действий России, направленных на подрыв территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины, и содействии мирному урегулированию кризиса", - сказано также в сообщении.
Позжде представитель суда сообщил журналистам, что российские банки и компании на протяжении двух месяцев могут обжаловать решение в вышестоящей инстанции, но процедура будет ограничена некоторыми пунктами судебного решения. В случае обжалования на пересмотр решения может уйти около года.
"Роснефть" требовала отменить решения Совета ЕС начиная с 31 июля 2014 года о введении экономических санкций в адрес России в целом или только относительно компании. Адвокат "Роснефти" ранее заявлял, что компания рассчитывает на то, что Европейский суд вынесет решение на базе положительных прецедентов, учитывающих принципы высоких стандартов доказанности причастности того или иного лица к действиям, ставшим поводом для введения санкций.
Сегодня в "Роснефти" охарактеризовали решение суда как незаконное и политизированное. "В рамках сегодняшнего решения суд был обязан провести собственную оценку фактов по делу и аргументов "Роснефти" и вынести независимое решение, что не было сделано. Оба решения [решение Суда справедливости по запросу суда Великобритании в марте 2017 года] являются незаконными, необоснованными и политизированными", - приводит слова представителя компании ТАСС.
Он подчеркнул, что судебная система Евросоюза не смогла доказать свою независимость, и фактически оба судебных решения демонстрируют: в Европе на смену верховенства права идет верховенство политики.
По словам представителя "Роснефти", хотя убедительная аргументация незаконности санкций, озвученная компанией в Суде ЕС, была проигнорирована, "Роснефть" и дальше намерена последовательно защищать интересы своих акционеров, в том числе и от влияния неправомерных санкций, задействуя все возможные правовые инструменты.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Института стратегического планирования и прогнозирования, профессор Александр Гусев, у российских компаний не было никаких шансов на победу в суде, поскольку судебная власть в Европе полностью зависит от исполнительной. "Это абсолютно политическое дело без какой-либо экономической подоплеки и даже без какой-либо правовой. Все варианты решить проблему в правовом поле сейчас будут в Европе блокироваться, в том числе через суды, которые будут гасить все, что касается наших крупных компаний, попавших под санкции. Какие бы иски они ни подавали, они обречены на провал, так что кроме политических путей снятия санкций никаких других у России нет", - предупредил он.
"Сегодня европейское право и в целом международное право, фактически, зависимо от позиций крупного бизнеса и, конечно же, администрации Белого дома. Американцы давят, а европейцы никуда не могут от них деться, включая суды, которые тоже подотчетны и зависимы. Поэтому перспективы достаточно сложные у наших компаний, и далее связываться с европейскими судами им не стоит. Что может сделать суд Европейского Союза, когда Евросоюз вводит санкции? Это структурное подразделение, точно так же, как и совет министров ЕС – и если уж Европейский Совет во главе с господином Туском и Европейская Комиссия во главе с Юнкером принимают санкции в отношении нашей страны, структурные подразделения могут только подтверждать их решения", - добавил Александр Гусев.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, напротив, отметил, что шансы у российских компаний все же были. "Дело в том, что их иски приняли к рассмотрению – если бы данное дело не обладало юридической или правовой перспективой, иск не был бы принят к рассмотрению. Шансы были, во-первых, процедурные: были ли правильно исполнены все процедуры введения санкций. Если бы компаниям удалось доказать суду, что введение санкций было исполнено с нарушением процедур, появились бы основания если не полностью, то частично удовлетворить иски. Кроме того, есть проблема оснований: фундаментальной причиной введения санкций называют украинский кризис, но ведь та же "Роснефть" на Украине не работает и с формальной точки зрения оснований для ограничений этой компании нет. То есть, в принципе, надежды правовые были, но поскольку санкции введены были по политическим соображениям, иск и рассматривался в политическом ключе", - сказал он.
"Компании выиграли во многом в том, что подали иск и получили отказ. Опять же, "Роснефть" при заключении сделок с какими-либо партнерами может предлагать включение в контракт пункта о том, что санкции носят политический характер, и компания не должна из-за них нести ущерб в рамках договора. Кроме того, правовые варианты еще не исчерпаны. Если партнеры "Роснефти" среди европейских компаний и государств поддержат ее иск или подадут совместный иск, по нему будет труднее давать отказ, поскольку речь будет идти об ущербе от санкций для компаний и стран ЕС, а не только "Роснефти". Из-за этого одними лишь политическими соображениями суд обойтись уже не сможет, так как они, выходит, будут применяться против самих европейцев", - заключил Владимир Оленченко.
Ранее сегодня в пресс-службе Совета Евросоюза сообщили о продление на полгода индивидуальных антироссийских санкций против 155 физических лиц и 44 российских организаций.