Накануне Совет ЕС принял решение наделить Еврокомиссию и верховного представителя по иностранным делам Федерику Могерини всеми полномочиями, необходимыми для проведения переговоров о новом рамочном соглашении с Арменией, начать которые планируется до конца года.
Новый документ должен быть юридически обязывающим и всеобъемлющим и призван заменить действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Арменией.
"ЕС полон решимости и дальше развивать и укреплять всеобъемлющее сотрудничество с Арменией во всех сферах, представляющих взаимный интерес, и в рамках программы "Восточного партнерства"", - цитирует постановление Совета ЕС "Интерфакс-Азербайджан".
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" гендиректор Института Кавказа Александр Искандарян, "это фактически будет в некотором смысле продолжение того этапа переговоров, который шел между Арменией и Евросоюзом по поводу ассоциативного соглашения". "Армения после этого вступила в Таможенный союз, который превратился в Евразийский союз", - напомнил он.
"Соответственно, то соглашение, о котором будет идти речь, будет фактически продолжением ассоциативного соглашения без его таможенной части. Там есть и экономические, и политические пункты. Политические пункты касаются реформ, переговоры о которых еще впереди. Армения должна их провести, чтобы гармонизировать свою законодательную базу с европейской. Это также некоторые моменты экономического взаимодействия и передвижения людей, то есть дальнейшее смягчение визового режима. Эти переговоры - я повторюсь, это еще не документы - только начинаются. Но они будут проходить примерно в тех сферах, которые я назвал", - добавил эксперт.
Искандарян напомнил, что "официальным слоганом политики Армении является комплементаризм". "Армения пытается не разрывать связи с внешними игроками, но совмещать их. И я абсолютно уверен, что так и происходило. То есть, во-первых, шла диверсификация на уровне Европы, которая работает с разными государствами и со всеми по-разному, и, во-вторых, с Россией. По крайней мере, учитываются российские интересы. Как раз этот процесс и есть продолжение того процесса, в рамках которого Армения продолжает углублять свое сотрудничество с Россией и ЕС", - резюмировал он.
В свою очередь, депутат парламента республики от АНК Левон Зурабян выразил мнение, что это будет скорее "политическая акция, потому что явного экономического направления сейчас трудно ожидать". "Хотя, по нашему мнению, надо учитывать, что у Армении с ЕАЭС есть общие границы, и надо подумать, что путем устройства переговоров между Россией, ЕС и Арменией можно придать Армении специальный статус в ЕАЭС, который позволил бы ей развивать экономические отношение также и с ЕС. Я не думаю, что в новом соглашении что-то об этом написано, но в любом случае для Армении, конечно, выгодно развитие торгово-экономических отношений как внутри ЕАЭС, так и вне его", - сказал он.
"Я не случайно упомянул о том, что переговоры должны вестись между Россией, ЕС и Арменией. Это очень важно. К ним, конечно, должна присоединиться и Грузия. Очень важно, чтобы вырабатывались соглашения, которых бы гармонизировали интересы как Армении, так и России и ЕС. Односторонних соглашений быть не должно и не может, потому что тут очень важно, чтобы Армения не стала полигоном для соперничества между Россией и ЕС, а наоборот, сыграла бы свою роль в гармонизации отношений между Россией и ЕС. Иначе этот вопрос невозможно решить. Здесь очень важно учитывать интересы всех игроков", - заключил парламентарий.
Директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин обратил внимание на тот факт, что "ориентация Армении на Европу предполагает укрепление отношений с теми странами, от которых зависит ее экономическое развитие". "В принципе, ЕС не нужен Армении для того, чтобы активизировать двусторонние экономические отношения с какими-то странами, например, с Францией, с которой у Армении сложились очень тесные связи и заключено много всяких договоров, или, допустим, с Грецией. В этом смысле любой договор ЕС, под каким бы соусом он ни заключался - экономическим или культурным - носит чисто политический характер", - считает он.
По мнению эксперта, в новом соглашении больше заинтересован Брюссель. "Поскольку ситуация меняется, Армения сейчас в составе ЕАЭС, ЕС нужно в рамках той так называемой "мягкой силы", в рамках которой он реализует свое "Восточное партнерство", а также другие проекты, направленные на постсоветское пространство, немножко скорректировать саму оболочку этого взаимодействия, его фразеологию. Она теперь будет где-то, может быть, сглажена в каком-то отношении, в чем-то - более изощренной в том плане, что Евросоюз является альтернативой евразийской интеграции. Это главное направление корректировки текстов, поскольку ЕС в последнее время упрекают в том, что "Восточное партнерство" направлено на отторжение стран постсоветского пространства от ЕАЭС, от России. В отношении Армении, факт присоединения которой к ЕАЭС уже произошел, возможно, будут включены какие-то формулировки. Вероятно, даже будут предложены некоторые направления экономического сотрудничества, которые в рамках этого договора бессмысленны, поскольку Армения не нуждается в том, чтобы какие-то посредники из Брюсселя этим занимались", - объяснил Лепехин.
"По сути, вся та провокационная политика в отношении Армении, которая проводилась в последние годы ЕС, останется без изменений. Она заключается в том, что ЕС и другие европейские структуры типа ОБСЕ пытаются, скажем так, усилить свою роль в решении вопросов, связанных с Арменией и другими республиками Кавказа. То есть прямо не говориться, что им выдвигаются какие-то условия, но всевозможными такими договорами, какими-то проектами эти страны постоянно вовлекаются в некую сомнительную деятельность. Поэтому я не думаю, что нужно ждать каких-то новостей, или, скажем так, инноваций в том договоре, который предложит ЕС. Все будет в том же русле, только более изощренно, и будет подвергнут какой-то корректировке сам текст", - резюмировал директор Института ЕврАзЭС.
По мнению директора армянского филиала Института стран СНГ Александра Маркарова, в данном случае "речь идет о нулевом варианте ассоциированных договоров, о котором достаточно долго говорилось". "По сути, после Вильнюса шла речь о готовности Армении начать переговорный процесс с Еврокомиссией по вопросу о подписании нового договора, который будет включать в себя элементы, выступающие в качестве интересов и одной и другой стороны. Но с учетом тех ситуативных изменений, которые имели место быть в связи с присоединением Армении к Евразийскому экономическому союзу, нельзя исключать и наличия в соглашении положений, которые будут касаться политического сотрудничества Армении с Евросоюзом, а также их экономического сотрудничества. Но и о политике, и об экономике можно будет говорить, но с учетом тех объективных, не хочу говорить ограничений, с учетом тех существующих обязательств, которые есть у Армении в рамках членства в ЕАЭС", - подчеркнул он.
Эксперт отметил, что "Армения, по всей вероятности, осуществляет свою нынешнюю политику с учетом своих собственных интересов и собственного понимания того, что выгодно для Армении". "А с учетом того, что между Россией и Арменией союзнические отношения, Россия, скорее всего, понимает, что то, что выгодно для ее союзника Армении, должно быть полезно и для России. Можно обратить внимание, например, на членство Казахстана в ВТО. Что будет с Евразийским союзом с учетом казахстанского членства в ВТО? Те условия, по которым Казахстан подписал сейчас этот документ, противоречат они обязательствам Казахстана по Евразийскому союзу или нет? Вот давайте на это тоже посмотрим. А здесь Армения выступает в качестве той страны, которая свои обязательства выполняет", - заявил Александр Маркаров.