Вестник Кавказа

Что спасет Россию от топливного голода?

Нефтяные компании должны максимально нарастить производство бензина и дизтоплива для покрытия его дефицита на внутреннем рынке, считает руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. В качестве еще одной меры решения сложившейся ситуации он назвал снижение акцизов.

"Меры - рыночные, максимальное наполнение своего рынка", - отметил глава ФАС. "Как его можно наполнить? Максимальное увеличение производства, загрузки мощностей, невыведение в ремонт заводов - сейчас не время для этого", - указал он. "Еще уменьшение экспорта как крайняя мера, но которая тоже должна наполнить наш рынок", - предложил Артемьев. "Но, прежде всего, нужно сформировать как можно больше предложения на рынке", - подчеркнул он. "Грубо говоря, нужно залить биржу бензинами, дизельным топливом, чтобы не было временного дефицита",- цитирует главу ведомства "Интерфакс".

"Второе - конечно, акцизы", - продолжил он. "Признаком того, что эластичность спроса и предложения не работает, является то, что розничные цены сравнялись с оптовыми", - обратил внимание Артемьев. "Ничего не является опасным, кроме той ситуации, когда рыночное ценообразование формируется так, что оптовые цены равны розничным", - пояснил он. "Это означает падение спроса, и платежеспособность не обеспечивает потребности экономики", - указал глава ФАС. "Просто меньше начинают покупать, и экономические показатели ухудшаются",- добавил он.

Как отметил Артемьев, "конечно, правительство очень много получало от нефтяных компаний, но наступило время, когда оно получает еще больше от внешней конъюнктуры". "Теперь немножко нужно отдать компаниям, то есть снизить акцизы",- указал он.

Руководитель ФАС считает экономически целесообразным снизить акцизы как минимум до конца нынешнего года. "Экономически обусловлено снижение акцизов точно в пределах этого года", - заявил он. "Дальше посмотрим, какая будет конъюнктура", - добавил Артемьев. Решение об ограничении экспорта должно приниматься нефтяными компаниями добровольно, отметил он. "Должна быть социальная ответственность, что мы не бросаем наших потребителей", - подчеркнул глава ФАС.

Напомним, для сдерживания роста цен правительство России с 1 июня снизило акцизы на бензин и дизтопливо на 3 тыс и 2 тыс рублей за тонну соответственно. С 1 июля акцизы могут быть понижены еще на 700 рублей.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, пока что действительного дефицита бензина и дизтоплива в стране не образовалось. "Акцизы сегодня были снижены для того, чтобы сбить растущие цены. В нормальных ценовых условиях, когда обеспечивается доходность поставок на внутренний рынок, собственное производство автомобильного бензина в России достаточное. В целом по стране и по году оснований для дефицита бензина пока нет, как и рисков этого дефицита, так как топливо мы все еще производим с очень большим запасом с точки зрения потребности рынка. Проблема сейчас в том, что внутренние цены на моторное топливо на самом деле растут медленнее, чем на внешнем, в связи с чем производителям выгоднее продавать тот же бензин на экспорт, и его запасы начинают падать. Но это почти ежегодная проблема, которая, как правило, не заканчивается дефицитом бензина в целом, нехватка топлива может быть лишь локальной по регионам", - рассказал он.

"Соответственно, сейчас нужно в первую очередь остановить слишком быстрый рост цен на топливо, которое просто бьет по экономике, по бюджету домохозяйств и коммерческих предприятий. Выбор пал именно на снижение акцизов, поскольку акцизная политика государства, направленная на постоянное их повышение, все последние годы была основной причиной для роста цен на автомобильное топливо. Правительство России, как и многих других стран, по сути, воспользовалось снижением цен на нефть 2014 года, чтобы нарастить налоговую нагрузку на водителей и получить от этого дополнительные доходы. Косвенно низкие акцизы могут повлиять на решение производителей поставлять больше бензина на внутренний рынок, так как они станут получать больше доходов от внутренних поставок. Это возможная мера, хотя, повторю, на российском рынке существенных рисков дефицита моторного топлива нет", - подчеркнул Алексей Белогорьев.

В свою очередь старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин обратил внимание на то, что не совсем верно говорить о дефиците топлива, это обманчивый термин. "Дело в том, что дефицит сложился только при тех ценах на бензин, которые существовали до начала последнего витка роста. Если говорить о ценах на конец первого квартала, то по этим ценам, наверное, существовал дефицит. Спрос и потребление бензина зависят от его цены, безусловно. Цена растет и соответственно его потребление падает, дефицит исчезает", - пояснил аналитик.

По словам Кокина, это произошло из-за того, что цены на бензин достаточно давно не росли. "В силу обстоятельств, которые довольно трудно комментировать, в силу тех или иных обстоятельств цены на бензин отложили свой рост. И их рост сегодня, их рост в апреле-мае – это запоздавшее явление, поскольку цены в России и цены на нефтепродукты в России в целом коррелируются на мировом рынке, поскольку российские компании всегда могут направить нефтепродукты на экспорт. Соответственно, цены на нефтепродукты обычно на внутреннем рынке растут, когда растут мировые цены. А бензин все время почти не рос, в то время как мировые цены на бензин росли. Поэтому когда рост возобновился, он, естественно, возобновился с такой высокой скоростью, что несколько испугал наше российское правительство и оно решило для того, чтобы снизить эти темы роста цен, откатить акцизы к уровню, который приблизительно существовал несколько лет назад. Речь идет об обычном балансе спроса и предложения, который наблюдается сейчас на рынке", - объяснил экономист.

При этом эксперт отметил, что снижение акцизов на топливо в российских условиях априори не является эффективной мерой для устранения дефицита. "Мы понимаем, что если бы в России существовали высокие курсы на нефтепродукты, как это было несколько лет назад, до налогового маневра, тогда, наверное, и цены на бензин были бы несколько ниже. Но сам по себе подход занижения цен с помощью пошлин был признан не эффективным. Сегодня происходит наоборот - в России наблюдается движение по отмене этих пошлин на повышение вместо добычи ископаемых. Соответственно, общая линия этого движения неизбежно приведет к выравниванию цен на нефтепродукты в России и на мировых рынках. Вопрос в том, насколько быстро это будет происходить", - отметил эксперт, добавив, что в принципе, снижение акцизов должно в какой-то степени повлиять на это.

"Я практически уверен, что на некоторое время цены на бензин прекратят расти или даже немного снизятся. Но это будет происходить на фоне движения в сторону отмены экспортных пошлин. Поэтому здесь довольно трудно ожидать, что при прочих равных, естественно, цены на нефтепродукты будут снижаться", - заключил эксперт.

24485 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ