В Азербайджане власти страны прорабатывают снижение налоговой нагрузки для малых и средних предпринимателей. Так, по словам замглавы министерства по налогам Илькина Велиева, предполагается снижение налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС), об этом он заявил на пресс-конференции, посвященной исполнению распоряжения президента Азербайджана от четвертого августа 2016 года "Об усовершенствовании налогового администрирования и утверждении направлений реформ, проводимых в налоговой сфере в 2016 году".
Велиев отметил, что в настоящее время налоговая нагрузка на малый и средний бизнес составляет 39,8%. "Этот показатель ниже, чем в странах-участницах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), но несколько выше, чем в странах региона. Поэтому мы планируем оптимизировать и несколько снизить налоговую нагрузку”, - приводит его слова Тренд.
Стоит отметить, что в настоящее время в Азербайджане действует единая ставка НДС в размере 18%, а ставка налога на прибыль составляет 20%.
Экс-замминистра экономики Азербайджана Октай Ахвердиев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание, что дифференциация прямых и косвенных налогов традиционно является стимулом для развития бизнеса и предпринимательства. Однако пока правительством Азербайджана не были озвучены какие-либо конкретные цифры и проценты ставок, поэтому сложно оценивать грядущие перемены, добавил он.
В то же время экономист заметил, что политика правительства в области социально-экономического развития показывает, что приоритетом для снижения налоговых ставок будет ненефтяной сектор. "В первую очередь транспорт. Этот стратегический выбор подтверждает недавняя встреча президентов России, Азербайджана и Ирана в Баку. Нельзя также забывать, что сырьевые ресурсы не вечны. В пользу стратегического развития транспортной отрасли говорит также, введение единых тарифов на транзит российских и украинских грузов через Азербайджан".
По словам Ахвердиева, налоговая реформа обсуждалась еще в начале 2000-х годов, однако тогда оптимального решения на тот момент времени не было, сейчас в годы кризиса мировой экономики изменить налоговое законодательство просто не необходимо.
Говоря о результатах, экономист отметил, что, "как правило, большие экономические проекты помимо своей целесообразности имеют еще и геополитическую составляющую". "Хорошие, нормальные отношения с соседями - это всегда гарантия, что внутри страны будет все в порядке", - констатировал Октай Ахвердиев.
В свою очередь финансовый эксперт Фархад Амирбеков заявил, что поддержка производителей, а также малого и среднего бизнеса через налоговый механизм - это логичный шаг.
Говоря об актуальности выбранного времени для проведения налоговой реформы, эксперт обратил внимание на ее взаимосвязь с государственным бюджетом.
"Согласно соответствующему закону в августе и сентябре в правительстве и министерствах проходят слушания по бюджету на будущий год, после чего согласованный проект направляется в президентский аппарат и затем поступает в парламент. Поэтому все налоговые изменения уже должны быть учтены при формировании бюджета. Кроме того, в осенне-зимний период, как правило, происходит оживление инвестиционной деятельности после летнего спада, поэтому снижение налоговых ставок станет положительным сигналом для бизнеса", - рассказал эксперт.
Рассматривая вопрос ключевых направлений для налоговой реформы, Амирбеков отметил, что в Азербайджане вместе с нефтяной моделью экономики активно развивалась и потребительская модель.
"Так, если посмотреть на структуру кредитного портфеля банковской системы, то мы увидим, что больше всего банки выдали потребительских кредитов (38%). В то время как промышленность получила 2,1% кредитов, строительство и операции с недвижимостью – 14,5%, транспорт и связь – 7%, а торговля – 13,7%. Поэтому при налоговой реформе нужно учитывать сформированную потребительскую модель общества, то есть акцент должен быть сделан на производство товаров и услуг", - пояснил эксперт, добавив, необходимо также смягчать условия кредитования бизнеса.
Говоря о результатах, которые принесет с собой налоговая реформа экономист заметил, что вместе с изменением налогового законодательства нужно провести целый комплекс мер, для того чтобы стимулировать в стране производство товаров и услуг. "Во-первых, необходимо оздоровить банковскую систему, так как она очень болезненно переживает изменение экономической модели, что вполне естественно. Во-вторых, нужно провести капитализацию банков и изменить приоритеты в кредитовании, так как кредиты населению, бизнесу и производителям товаров и услуг требуют совершенно разных технологий. В то же время банкам желательно найти источник "длинных денег". В-третьих, манат нужно превратить в инвестиционный ресурс экономического роста. Эти шаги необходимо совершить, чтобы в условиях смены экономической модели способствовать развитию производства ", - констатировал Фархад Амирбеков.