Заявления Никола Пашиняна о представлении Нагорного Карабаха в будущем как части территории Армении и необходимости участия самопровозглашенной "НКР" в качестве третьей стороны нагорно-карабахского урегулирования не соответствуют ни букве, ни духу переговорного процесса, который ведется более 25 лет под эгидой Минской группы ОБСЕ. Об этом в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал сегодня политолог Андрей Епифанцев, комментируя карабахские итоги визита Пашиняна в Москву.
"Ключевой момент в том, что Пашинян говорит о будущем Карабаха, – это его жесткая позиция по переговорам, в рамках которой ни на какие компромиссы Армения не пойдет, включая и вопрос 7 районов Азербайджана вокруг Карабаха. Он говорит, что эти 7 районов принадлежат "НКР", и из этого сторонам переговоров надо исходить в дальнейшем. Понятно, что ничего другого в Москве он не мог сказать, поскольку таковы настроения общества в Армении, и ситуация в стране сейчас не самая хорошая для Пашиняна, причем и в международном плане тоже, особенно в контактах с Россией", - прежде всего сказал он.
Сам по себе визит Пашиняна в Москву выглядит как некий ответ на визит в Россию президента Азербайджана Ильхама Алиева. "Мне кажется, поездка в Москву во многом делалась для того, чтобы показать, что у Армении все хорошо в отношениях с Россией, как ответ на ожидания Азербайджана. И сама фраза о безупречных отношениях с Москвой была адресована даже не армянским гражданам, внутри страны этому никто не поверит, а именно Баку. И тут мы должны констатировать, что позиция Армении в переговорах по Нагорному Карабаху существенно меняется. Если раньше эта позиция состояла в том, чтобы максимально затягивать переговоры под благовидными предлогами, будь то разработка концепции подхода к вопросу или укрепление мер взаимного доверия, то сейчас она качнулась в сторону непреклонности и отсутствия компромиссов. Пашинян выставляет требования ко всем странам надавить на Азербайджан и заставить его пойти на уступки", - обратил внимание Андрей Епифанцев.
"Между тем это не соответствует ни международным соглашениям, ни духу переговоров, которые идут в рамках Минской группы ОБСЕ. Как это будет воспринято, сказать сложно, так как серьезных раундов переговоров в рамках МГ ОБСЕ в последнее время не было, но вряд ли страны-члены этого формата воспримут требования Пашиняна с большим энтузиазмом и согласятся на них. Стоит ожидать, что наступит некая коррекция позиции Еревана, когда Пашиняна мягко и дипломатично поставят на место – но непонятно, как это будет воспринято внутри Армении. Напомню, что его вынесло революционной волной наверх именно потому, что его позиция по Карабаху всегда была очень жесткой, это нравилось общественному мнению – и тут вопрос, как отнесутся граждане республики к тому, что Пашиняна вынудят ее смягчить. Хорошо от этого не будет никому, на мой взгляд", - подчеркнул политолог.
Негативно переговорщики относятся и к постоянным требованиям Пашиняна ввести сепаратистов третьей стороной переговорного процесса. "Это изменение самой формулы переговоров, изменение подхода к ним, изменение условий. Реакция будет негативная, так как согласие на требование Пашиняна будет очень серьезным отходом от практики равноудаленности и сближением с позицией Еревана, к чему нет предпосылок. Более того, для самой Армении ситуация сейчас сложная: с Москвой отношения проблемные, с Западом сильно сблизиться тоже не получилось. Пашинян пытается играть в очень тонкую игру с одновременным сближением с Западом и неотдалением от Москвы, что, на мой взгляд, просто невозможно. С другой стороны, Азербайджан продолжает оставаться важным звеном в сфере международных отношений в регионе и сфере поставок энергоносителей на европейский рынок. Как в таких условиях Ереван мог бы улучшить свои позиции на переговорах, я не представляю, и не думаю, что Пашиняну удастся это сделать", - заключил Андрей Епифанцев.