Вторая карабахская война закончилась заключением соглашения о перемирии при посредничестве России, после чего было подписан протокол о совместном российско-турецком наблюдательном центре по мониторингу режима прекращения огня. Это соглашение формализует сотрудничество между двумя региональными державами, что имеет важные политические последствия для Грузии, США и ЕС, пишет экс-посол Грузии в США, экс-министр иностранных дел Грузии Тедо Джапаридзе в материале Can Armenia and Azerbaijan win peace together? для Brussels Morning.
Во время визита в Баку в декабре президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригласил Армению присоединиться к региональной платформе сотрудничества вместе с Азербайджаном и Турцией, а также с Грузией, Россией и Ираном. Эрдоган отметил, что президент России Владимир Путин положительно оценил эту инициативу. О перспективах такого сотрудничества Тедо Джапаридзе поговорил с генеральным директором Бакинского международного морского торгового порта Талехом Зиядовым, который является экспертом в областях геоэкономики и геополитики.
Тедо Джапаридзе: В течение почти двух десятилетий ведется работа по превращению Азербайджана в мультимодальный транзитный центр. Как на это влияет торговая конкуренция США и Китая и санкции против Ирана? Как сделать Южный Кавказ более привлекательным для прямых иностранных инвестиций?
Талех Зиядов: Стремление Азербайджана стать ключевым мультимодальным транспортным и логистическим центром в Центральной Евразии представляет собой поэтапную и многогранную стратегию, которая имеет внутренние, региональные и глобальные аспекты. В первую очередь, эта стратегия предполагает создание и обновление внутренней инфраструктуры в соответствии с международными стандартами. Благодаря доходам от нефти правительство Азербайджана в основном достигло этой цели, инвестировав за последние два десятилетия миллиарды долларов в модернизацию своих автомагистралей, железных дорог, портов и аэропортов. Наряду с внутренней инфраструктурой решающее значение имеют региональная связь и бесперебойная интеграция с региональными и глобальными транспортными сетями. В этой области был завершен ряд энергетических и транспортных проектов, связывающих Азербайджан, Грузию и Турцию по оси Восток-Запад (например, трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс и т. д.), а также Россию и Иран по оси Север-Юг.
Сегодня мы находимся на пороге грани появления центров XXI века, которые возродят до сих пор сокращавшиеся наземные перевозки между Европой и Азией. Алят/Баку, Поти/Тбилиси, Мерсин, Актау/Курык, Туркменбаши, Хоргос, Мазари-Шариф и многие другие города Евразии претендуют на то, чтобы стать хабами. Расположенный на стратегическом перекрестке Европы и Азии и в непосредственной близости от крупных рынков, Азербайджан стремится стать не только связующим мостом между Европой и Азией, но и крупным центром распределения и создания добавленной стоимости в Евразии. Бакинский международный морской торговый порт играет ключевую роль в концепции Азербайджана как транспортного хаба и стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций в нефтяную отрасль страны. Международные компании, планирующие открыть региональную штаб-квартиру в Баку, делают это с целью обслуживать рынок, охватывающий 130 миллионов человек. В Бакинском порту действует правовой режим (закон о свободной экономической зоне принят в 2018 году), который защищает интересы и инвестиции этих предприятий. Это стратегия, направленная на создание глобального логистического центра с инфраструктурой XXI века - бурно развивающейся, умной, экологичной и инновационной.
Устойчивая сеть этих взаимосвязанных центров обеспечит экономическую основу для евроазиатской торговли, связывая региональные и глобальные рынки новыми маршрутами. Для успешного осуществления эта стратегия требует хорошо скоординированных региональных усилий. В случае с Азербайджаном связь с такими странами, как Грузия, Турция, Россия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Афганистан, Пакистан и Иран, имеет важное значение. Более того, подключение к более крупным экономическим блокам, таким как ЕС, Китай, Япония, Индия и Ближний Восток, имеет решающее значение для того, чтобы сделать концепцию Азербайджана как хаба жизнеспособной и устойчивой. В свете этого китайская инициатива "Один пояс - один путь" могла бы внести позитивный вклад в появление и развитие подобных транспортных центров в Евразии и повысить значимость Азербайджана и Грузии в целом и Бакинского порта в частности.
Экономическая конкуренция мировых держав в сочетании с определенными ограничениями, наложенными на страны региона, может негативно повлиять на эту стратегию хаба. Однако меняющийся характер бизнеса и инновационные тенденции (например, электронная коммерция, 3D-печать и т. д.) указывают на ряд преимуществ, которыми обладают такие страны, как Азербайджан и Грузия. К ним относятся: географическое положение и близость к большому кругу клиентов, региональная связь, налоговые и правовые стимулы и т. д. Другими словами, текущую геополитическую среду не следует рассматривать как препятствие для достижения этих целей. Скорее, успех стратегии хаба будет определяться тем, насколько новаторскими и индивидуальными будут действия правительств по созданию благоприятных условий для привлечения инвесторов.
Тедо Джапаридзе: Азербайджан проводит внешнюю политику неприсоединения. Что это означает с точки зрения налоговых режимов и нормативных стандартов?
Талех Зиядов: Азербайджан проводит независимую внешнюю политику, исходя из своих национальных интересов. Эта политика предполагает уважение к международному праву и принципам справедливости. Неслучайно 120 стран Движения неприсоединения единогласно избрали Азербайджан страной-председателем с октября 2019 года. Социальные, институциональные и экономические преобразования - это цель, которую можно достичь путем внедрения новаторских решений, которые в современном мире можно найти как на Западе, так и на Востоке. Таким образом, принятие определенного регулирующего стандарта следует рассматривать в рамках экономической выгоды и его влияния на долгосрочное экономическое развитие страны. При этом упомянутая выше стратегия хаба требует налаживания экономического сотрудничества и принятия нормативных стандартов, которые привлекут в наш регион крупный бизнес и инвесторов со всего мира. Некоторые страны предпочитают применять эти стандарты ко всей экономике. Другие предпочитают начинать с создания свободных экономических зон, расширяя их в случае успеха.
Тедо Джапаридзе: С учетом недавней войны с Арменией, является ли Азербайджан и регион в целом привлекательным местом для прямых иностранных инвестиций?
Талех Зиядов: Да, является. Соглашение о прекращении огня, подписанное лидерами Азербайджана, России и Армении, фактически положило конец непредсказуемой обстановке на грани мира и войны, существовавшей в регионе почти тридцать лет. Азербайджан восстановил контроль над своими международно признанными территориями, которые ранее были оккупированы Арменией, и сумел включить в соглашение пункты, которые могут стать фундаментом для сотрудничества в регионе в будущем. Конечно, участие Армении в будущих региональных инициативах будет зависеть от выбора правительства Армении и самовосприятия страны в этом быстро меняющемся регионе.
В течение почти 30 лет Армения держала под оккупацией Нагорный Карабах, используя семь прилегающих к нему районов Азербайджана в качестве "буферной зоны". Это привело к тому, что вся транспортная и городская инфраструктура, существовавшая здесь в советское время, была разрушена армянскими войсками. Мы говорим о деревнях, поселках и городах, которые были фактически стерты с лица земли, в связи с чем проживание в них азербайджанского населения, возвращающегося домой, стало невозможным. Следовательно, главным приоритетом правительства будет восстановление деревень, поселков и городов с нуля. Мы говорим о многомиллиардных инвестициях в новые города, автомагистрали, железные дороги, аэропорты, электрические сети и другую важную инфраструктуру в течение следующих 5-10 лет. Это открывает новые возможности для международных инвесторов.
В более широком контексте мы должны рассмотреть транспортное сообщение между Азербайджаном и Нахчываном, граничащим с Турцией, Ираном и Арменией. В советское время город Джульфа, расположенный на азербайджано-иранской границе, выполнял функции крупного логистического центра; железная дорога, которая соединила Азербайджан и Нахчыван через Армению, была единственной международной железной дорогой в коридоре Север-Юг. Ежегодно по этой железной дороге - важному наземному торговому маршруту между Советским Союзом и Ближним Востоком - перевозилось около 3 миллионов тонн грузов. Кроме того, восстановление железнодорожного и автомобильного сообщения между Азербайджаном и Нахчываном откроет новые точки доступа к Турции и Средиземному морю. Более того, открытие всех коммуникаций между Арменией и Азербайджаном повысит экономическое значение региона в целом. Следовательно, интегрированный, мирный и имеющий обширные связи регион Южного Кавказа имеет больше шансов стать привлекательным местом для прямых иностранных инвестиций, чем если бы каждая страна действовала независимо.
Тедо Джапаридзе: Является ли энергетическая устойчивость - использование меньшего количества ископаемого топлива - частью предлагаемого преимущества Азербайджана, когда речь идет о логистике?
Талех Зиядов: В Бакинском порту мы рассматриваем устойчивость как одну из наших основных ценностей. В 2017 году Бакинский порт стал первым портом в Каспийском регионе, получившим статус Экопорта от Европейской организации морских портов. Это олицетворяет нашу искреннюю веру в экологичное и устойчивое будущее. Экспорт нефти и газа по-прежнему остается важным источником валютных поступлений для Азербайджана, но переход от нефтезависимой экономики к диверсифицированной экономике был инициирован президентом Ильхамом Алиевым несколько лет назад. Сама логика нашей стратегии хаба предполагает диверсификацию и устойчивость. Любой социально ответственный бизнес или страна в XXI веке должны сделать устойчивость неотъемлемой частью своих конкурентных предложений.