Визит в Баку министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его заявления по урегулированию нагорно-карабахского конфликта обнадежили наблюдателей. Лавров не скрывал, что встреча с Ильхамом Алиевым была посвящена Карабаху, и выразил надежду на «реализацию понимания», достигнутого президентами России, Азербайджана и Армении в ходе встречи в Санкт-Петербурге 20 июня. «Мы не обсуждаем публично детали идей, которые обсуждаются в рамках встреч президентов или министров иностранных дел. В Санкт-Петербурге 20 июня президенты трех стран по завершении своей встречи специально договорились, что стороны, чтобы «не спугнуть» ситуацию, будут бережно относиться к тем росткам надежды, которые сейчас появляются. Три президента условились, что их комментарии будут общего характера, без детализации. Надеюсь, что мы будем этому следовать. Это не потому, что мы что-то скрываем, просто это этическая норма любого переговорного процесса. Но, как сказал мой коллега и друг министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, есть основания полагать, что на этот раз мы гораздо ближе подходим к перспективе успеха, чем это было до сих пор», - заявил глава МИД РФ.
После встречи президентов России, Азербайджана и Армении в Санкт-Петербурге экс-посол США в Азербайджане, бывший помощник госсекретаря по Южному Кавказу Мэтью Брайза заявил «Вестнику Кавказа», что эти переговоры улучшили отношения между конфликтующими сторонами. В интервью нашему порталу по итогам визита Лаврова в Баку Брайза также выразил определенный оптимизм.
- Насколько, по-вашему, визит главы российского внешнеполитического ведомства в азербайджанскую столицу будет способствовать урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха?
- Любой визит российского министра иностранных дел Лаврова в Азербайджан или Армению имеет большое значение для решения нагорно-карабахского конфликта. Насколько я знаю по своему опыту, министр Лавров всегда был творческим и глубоко проницательным участником этого процесса, который всегда выдвигал стратегические интересы России на передний план, но в то же время старался способствовать решению самого конфликта.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев считает, что сейчас начался наиболее активный период посредничества в решении конфликта за всю его историю. Я расцениваю это заявление таким образом - президент Алиев понимает, что эскалация военных действий в апреле дала возможность всем сторонам (Армении, Азербайджану, странам-сопредседателям Минской группы ОБСЕ) осознать срочную необходимость активизации обсуждения рамочного соглашения по нагорно-карабахскому конфликту. Это соглашение (после завершения работы над ним) и определит основные принципы окончательного мирного договора между Азербайджаном и Арменией.
- Как скоро, на ваш взгляд, можно ожидать подвижек на этом пути?
- Предстоит длинный путь, прежде чем будет достигнут такой прорыв. Азербайджан и Армения должны решить какой из документов, Мадридские или Казанские принципы составит основу рамочного соглашения. В соответствии с Мадридским документом, все семь территорий вокруг Нагорного Карабаха будут возвращены Азербайджану в обмен на "временный правовой статус" Нагорного Карабаха, будущее голосование по правовому статусу Нагорного Карабаха, а также коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом через Лачин. В соответствии же с Казанскими принципами, только пять из семи территорий вокруг Нагорного Карабаха будут возвращены Азербайджану.
Решение этой важной проблемы - возвращение пяти или всех семи территорий Азербайджану, вероятно, потребует закрепления последнего соглашения о прекращении огня между Азербайджаном и Арменией, которое было подписано после беспрецедентной вспышки насилия в апреле прошлого года. Это займет некоторое время.
Поэтому, думаю, что в центре внимания недавних дискуссий министра Лаврова в Баку были практические меры по реализации соглашения о прекращении огня, а не решение проблемы числа территорий, которые должны быть возвращены.
- Какой вариант вам кажется более реалистичным?
- Думаю, помогла бы продвинуться вперед договоренность о промежуточном этапе возвращения некоторых территорий вокруг Нагорного Карабаха Азербайджану в обмен на разрешение транзита между Нагорным Карабахом и Арменией во всех географических направлениях, в то время как другие условия Мадридского документа могли бы быть обсуждены позднее. Возможно, это именно то, что министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров имел в виду, когда заявил, что переговорный процесс вокруг нагорно-карабахского конфликта должен происходить последовательно. Этот подход уже давно стал главным для Азербайджана, но он же в свое время привел к отставке экс-президента Армении Левон Тер-Петросяна.