Вестник Кавказа

Хайко Лангер: "Избрание Пашиняна может снять напряженность в переговорной атмосфере вокруг Нагорного Карабаха"

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Хайко Лангер: "Избрание Пашиняна может снять напряженность в переговорной атмосфере вокруг Нагорного Карабаха"
© Фото: Сайт премьер-министра Армении

Новый премьер-министр Армении Никол Пашинян уже начал политические и кадровые реформы. Так, вчера, по предложению Пашиняна, президент Армении уволил начальника полиции Армении Владимира Гаспаряна и директора Службы национальной безопасности Армении Георгия Кутояна. Берлинский политолог Хайко Лангнер рассказал "Вестнику Кавказа" о возможных последствиях избрания Никола Пашиняна для соседей Армении по региону.

- Какие факторы, на ваш взгляд, обусловили успех уличных протестов в Армении и вынудили Сержа Саргсяна уйти в отставку?

- Население Армении уже долгое время было недовольно политическим и экономическим застоем в стране. Протесты были и до того, как, например, "Электрический Ереван" против резкого скачка цен на электроэнергию. В ходе недавнего же кризиса скопившееся недовольство по поводу прискорбной социально-экономической ситуации в стране было персонализировано и адресовано непосредственно президенту Сержу Саргсяну. Он должен был, по идее, уйти в отставку после двух сроков правления, однако посчитал, что сможет обмануть, пересев в созданное под себя премьерское кресло. Это стало последней каплей. К тому же протесты изначально затронули широкую социальную прослойку, а в лице Никола Пашиняна появился харизматический лидер протестов, с которым люди стали связывать надежды. В тот момент, когда и органы безопасности стали проявлять солидарность с протестующими, была достигнута точка невозврата для власти Саргсяна.

- Сможет ли Никол Пашинян оправдать возлагаемые на него надежды?

- Это нелегкая задача. Но сейчас Пашинян олицетворяет собой политический рестарт и может использовать этот запал для того, чтобы провести некоторые застопорившиеся реформы. Вполне реальны успехи в борьбе против коррупции, достижение большей справедливости во время политических выборов и развитии демократии. Однако преодоление структурных проблем Армении, таких как блокада экономического развития в связи с нерешенностью нагорно-карабахского конфликта и обусловленной этим региональной изоляцией с закрытыми границами с двумя соседними странами – Турцией и Азербайджаном – требуют выносливости.

- Будет ли с Пашиняном легче добиться компромиссов в урегулировании нагорно-карабахского конфликта?

- Как минимум, я вижу лучшие шансы. Серж Саргсян как никто другой был заинтересован в застое в процессе урегулирования в рамках Минской Группы ОБСЕ. Будучи бывшим командиром отрядов карабахских армян в ходе войны в 1990-е годы, он проводил бескомпромиссную жесткую линию и был в глазах азербайджанской переговорной стороны крайне вызывающей фигурой, с которой лучше вообще не вести каких-либо переговоров. Для прогресса в переговорах, бесспорно, двигаться должны обе стороны, а также суметь преподнести их результаты населению обеих стран. До сих пор по теме Нагорного Карабаха существует национальный консенсус как в Армении, так и в Азербайджане. Избрание Пашиняна может сбросить напряженность в переговорной атмосфере. И из этих изменений в переговорной атмосфере могут развиться и содержательный прогресс.

- Каких шагов на пути к мирному урегулированию можно ожидать при удачном развитии событий?

- Основой всеобъемлющего мирного соглашения служат так называемые "Мадридские принципы", которые приняли обе стороны в качестве переговорных рамок. Они предусматривают в начале поэтапную деоккупацию оккупированных Арменией территорий за пределами Нагорного Карабаха. Думаю, если Армения проявит реальную готовность к этому, азербайджанская сторона также будет готова к надежным гарантиям безопасности и отводу снайперов от контактной линии. Все другое будет, в самом лучшем случае, бескровным обслуживанием нерешенного статус-кво, но не решением конфликта. Только частичная деоккупация азербайджанской территории может стать содержательным вступлением в мирный процесс, который растянулся бы на многие годы, а может, и более десятилетия. Исход был бы открытым, и итоговых сценариев могло бы быть несколько.  

- Какую роль играет Россия, состоящая в военном союзе с Арменией, в актуальной ситуации?

- Кремль очень внимательно отслеживает развитие событий в Армении. Внутриполитическая смена режима до сих пор не представляет опасности интересам России. В отличие от так называемого "евромайдана" на Украине, во время уличных протестов в Армении речь не шла о том, должна ли страна переориентироваться на Запад, ЕС или НАТО. В противном случае Москва уже давно бы отреагировала, тем более, что российские военные расквартированы в Армении.  

Дело обстоит наоборот. Россия, будучи фактически самым влиятельным переговорщиком в рамках МГ ОБСЕ, уже неоднократно сигнализировала о своем интересе в разрешении нагорно-карабахского конфликта в рамках упомянутого мадридского формата, и уход Саргсяна однозначно может устраивать Москву. Россия хочет в долгосрочной перспективе иметь стратегическое партнерство как с Арменией, так и с Азербайджаном. И для этой цели такие нарушители мира как Саргсян на долгосрочную перспективу России не годятся.

28780 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября