Сегодня в Москве состоится круглый стол на тему "Особенности постсоветского транзита в XXI веке: казахстанский путь", организованный посольством Казахстана в России при информационном партнерстве "Вестника Кавказа", "Евразийского экспертного клуба" и "Новых Известий". В преддверии этого события мы пообщались с политологами о современном этапе социально-политического развития Казахстана и его отношениях с Россией. Вашему вниманию предлагается беседа с главным редактором журнала "Мир Евразии" Эдуардом Полетаевым.
- Эдуард Эдуардович, в первую очередь, по Вашей оценке, какие задачи позволяет выполнять сегодня и в будущем Казахстану третья модернизация экономики и новейшая политическая реформа власти?
- Нынешняя стратегия третьей модернизации исходит из других программных документов – Стратегии-2050 и "Плана нации", и никаких кардинальных изменений в них не несет. Тем не менее, она более четко сфокусирована на решении краткосрочных и среднесрочных задач, ведь в последнее время Казахстан продолжает испытывать сложности в связи с тем, что цены на основные сырьевые экспортные ресурсы не растут. Программа модернизации и индустриализации страны в так называемую вторую пятилетку была выполнена не во всем так, как хотелось, поэтому акцент новой программы сделан именно на их реализацию.
С этим связана и политическая реформа. Хотя экономические задачи в Казахстане неоднократно заявлялись более приоритетными, политика все же неотделима от экономики. Реформа государственной службы, которая продолжалась несколько лет, формирование корпуса политических госслужащих, руководителей разного звена, повышение их образовательного уровня связаны с решением экономических задач страны. Президент Казахстана не так давно говорил о том, что идеи меритократии, когда государством руководят наиболее способные люди, должны приветствоваться в республике. Недавние изменения в Конституции, где больше полномочий было возложено на парламент и правительство, тоже связаны с необходимостью выполнения ряда задач по развитию экономики страны.
- В чем сегодня совпадают и различаются внешнеполитические интересы Казахстана и России?
- В целом они совпадают за некоторыми исключениями. Обе страны находятся в центре Евразийского континента, климатические и географические их особенности таковы, что на большой территории живет незначительное количество населения. Россия – девятая в мире по населению и первая по территории, Казахстан – девятый в мире по территории, 62-й по населению. Речь идет о том, чтобы страны находили общий язык со своими ближайшими соседями, в первую очередь, такова идея развития того же евразийского проекта. По многим внешнеполитическим вопросам позиции Казахстана и России совпадают, в частности, во взаимоотношениях с основными мировыми центрами силы, вроде Европейского союза и США. В целом, страны позиционируют себя как государства, которые исповедуют доброжелательную, добрососедскую политику и готовы сотрудничать на самых различных уровнях. Есть, конечно, определенные нюансы, связанные с несколько разными взглядами на те или иные локальные политические потрясения и изменения, но в целом на уровне стратегического сотрудничества позиции стран совпадают.
- Как воспринимается сегодня Казахстан на глобальной мировой арене?
- В целом – как страна, которая имеет определенные перспективы и желает повысить свою узнаваемость, очень ревностно относится к своему имиджу. Безусловно, сам факт того, что Казахстан гораздо легче найти на карте мира, чем какую-нибудь африканскую страну, - это уже позитивный фактор. Страна еще молодая, она испытывает своеобразную необходимость в реализации своих инициатив на глобальном уровне, поэтому в Казахстане, в частности, статус национального проекта имеют такие вещи, как выставка "Экспо-2017" или Универсиада. Все это – не просто расходование средств, как говорят скептики, но внутренняя необходимость, самоощущение молодого государства, которое в нынешнем виде существует на карте мира уже 25 лет. Ему необходимо еще раз доказать свою субъектность и состоятельность.
Казахстан определенное время был частью такого большого геополитического проекта, как Советский Союз, и многие люди, которые находятся в высших эшелонах казахстанской власти, помнят, что это была мощная страна, так что Казахстан вовсе не хочет оставаться на периферии мировых процессов. Мы понимаем, что не сможем встать вровень с такими крупными мировыми державами, как Германия, Япония и США, но, тем не менее, хотим быть развитым государством, с которым считаются, как минимум, на региональном уровне. Казахстан за 25 лет существования ни с кем не поссорился и сумел выстроить нормальные отношения со всем миром, что редкость для новых независимых государств. Казахстан избежал войн и конфликтов с соседями, а это уже показатель того, что страна стремится быть состоявшимся государством и показывает себя таковым.