Вестник Кавказа

“Либерализация” армянского неба

Давид Степанян, Ереван
“Либерализация” армянского неба
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

После фактического банкротства национального авиаперевозчика “Армавии” 1 апреля армянское, наконец-то, взяло курс на поэтапную либерализацию сферы авиаперевозок. Во всяком случае, об этом гласит концепция развития сферы авиаперевозок, принятая правительством 6 июня. Отныне в Армении будут действовать как минимум три национальных авиаперевозчика. В отличие от “Армавии”, около 10 лет пролетавшей в приоритетном режиме в качестве национального авиаперевозчика, новые авиакомпании не будут иметь льгот и привилегий. Учитывая, что все авиаперевозчики должны быть обязательно зарегистрированы в Армении, правительство предполагает, что таким образом удастся добиться формирования конкурентной среды. На данный момент армянские авиаперевозки обеспечивают российские “Аэрофлот”, S7 и “Трансаэро”, а также Austrian Airlines, KLM, Fly Dubai и другие зарубежные авиакомпании.

При этом в Армении зарегистрировано 10 авиакомпаний: Atlantis European Airways, South Airlines, «Айк Авиа», «Air Armenia», Reliable Unique Services Aviation, «Тарон-Авиа», Ark Airways, «Ветеран-авиа», Skiva Air и Skynet Airlines. В середине сентября Главное управление гражданской авиации Армении объявит конкурс для трех армянских авиаперевозчиков по трем воздушным направлениям именно среди этих компаний. Конкурсы будут проведены в направлениях Европы, СНГ, и Ближнего Востока. Основные условия тендеров: техническое состояние самолетов, система продажи билетов, безопасность полетов, финансовая стабильность авиаперевозчиков. Тендер планировалось провести уже в июле, однако сроки были продлены “в связи с уточнениями его условий и деталей”. Правительство с этой целью заказало американской консультационной компании McKinsey & Companу составление пакета предложений по повышению уровня конкурентоспособности авиаперевозок в Армении, которые будут учтены при составлении тендерной документации.

После банкротства принадлежащей бизнесмену-монополисту Михаилу Багдасарову «Армавии» намерение властей подвергнуть сферу авиации тотальной либерализации на первый взгляд заслуживает всяческих похвал. 10 лет фактического льготного монополизма “Армавии” на рынке авиаперевозок продемонстрировали неэффективность такой системы экономики. Но намерение властей либерализировать эту сферу выглядело бы намного убедительнее, если бы сопровождалось предоставлениям равных возможностей участия в тендере крупным зарубежным авиакомпаниям, уже присутствующим на армянском рынке. Очевидно, что объявленный тендер, как это водится, стал очередным прикрытием для создания новой монополии взамен обанкротившейся “Армавии”. Заявку для участия в тендере на осуществление авиарейсов представила всего одна армянская авиакомпания Air Armenia. Она уже получила временное разрешение на осуществление рейсов в направлении российских городов Москва, Сочи, Самара, Ростов-на-Дону, Краснодар и Санкт- Петербург до середины сентября. Предполагается, что на этих направлениях будут работать два Airbus-320. Право же на получение лицензии на полеты сроком на пять лет Air Armenia якобы будет оспаривать уже на конкурсной основе.

Обоснованность сомнений вокруг Air Armenia подкрепляется именами ее владельцев. Учредителями компании на паритетных началах выступают Ваан Арутюнян и Рузанна Товмасян. Причем Арутюнян на протяжении долгих лет занимал государственные посты и приходится родным братом председателю парламентской комиссии по государственным и правовым вопросам, экс-министру юстиции, члену правящей Республиканской партии Армении Давиду Арутюняну. Очевидно, что говорить на этом фоне о свободной конкуренции не приходится.

Air Armenia - авиакомпания с 10-летним стажем грузоперевозок, выполняющая грузовые перевозки в страны СНГ, Европы Ближнего Востока, Азии и Африки. Парк компании состоит из 8 воздушных судов: АН12, АН24, АН26, ЯК40, ТУ134, ТУ154, ИЛ76 и ИЛ86. До 38% грузов компании перевозятся транзитом через Ереван, и Air Armenia планирует опробовать аналогичную схему и в случае с пассажирскими авиаперевозками. Уставной капитал компании составляет 501 тыс. долларов, инвестиции на аренду первых двух самолетов составили 3,2 млн долларов.

Учитывая полное отсутствие конкурентов среди остальных 9 номинально существующих армянских авиакомпаний, уже сегодня, до подведения итогов тендера, можно с уверенностью сказать, что именно Air Armenia станет фактически первым армянским авиаперевозчиком, после приостановления полетов "Армавии". По этой же причине Air Armenia пойдет на конкурс в гордом одиночестве. Учитывая намерение авиакомпании довести уже к 2014 году авиационный парк пассажироперевозок до шести самолетов, становится ясно, что за новым монополистом стоят серьезные люди, обладающие немалыми капиталами. А учитывая 10-летний опыт грузоперевозок, имеющийся за плечами Air Armenia, новая компания, по всей видимости, будет развиваться довольно успешно, заполнив вакуум, образовавшийся на рынке после банкротства неэффективно управляемой “Армавии”.

Однако вопрос, как этот успех отразится на карманах пассажиров, звучит риторически, учитывая падение цен на билеты из Еревана практически во все концы света, имевшее место после ликвидации “Армавии”. Новый монополист быстро решит все проблемы, появившиеся у олигархии в результате появления проблесков хоть и временной, но истинной либеральной экономики хотя бы на уровне отдельно взятой сферы.

16875 просмотров