Вестник Кавказа

Закрытие Суэцкого канала: не уникальная история

Middle East Eye
Закрытие Суэцкого канала: не уникальная история

Суэцкий канал уже много десятилетий играет важную роль в мировой торговле. Севший там на мель массивный контейнеровоз Ever Given в очередной раз подчеркнул важность судоходного маршрута, пишет Middle East Eye. Национализация канала стала важным символом суверенитета для египтян в 1956 году, когда президент Гамаль Абдель Насер подписал соответствующий указ. Закрытие канала, как намеренное, так и случайное, может иметь серьезные экономические последствия из-за недоступности самого быстрого морского маршрута между Средиземным морем и Индийским океаном.

Появившаяся во вторник вечером новость о том, что контейнеровоз сел на мель в канале, заблокировав движение, напомнила миру о важности водного пути для международной торговли.

Суэцкий канал был строился одноименной компанией в период с 1859 по 1869 год. Компания, первоначально принадлежавшая французским частным инвесторам, управляла каналом до 1956 года, после чего он был национализирована Египтом. Поначалу канал имел длину 164 км и глубину 8 м. По нему могли перемещаться суда водоизмещением до 4 тонн тонн и осадкой до 6,7 м.

До 1950-х годов эти параметры оставались почти неизменными. К моменту национализации его длина составляла 175 км, а глубина - 14 м в. Канал мог принимать суда водоизмещением около 27 тыс. тонн и осадкой до 10,7 метра.

Расширение произошло в 2015 году: длина канала была увеличена до 193,3 км, а глубина - до 24 м, что позволило принимать танкеры водоизмещением до 217 000 тонн и осадкой до 20,1 м.

Канал несколько раз намеренно закрывался, особенно важными были блокировки в 1956 и 1967 годах. В обоих случаях решение было принято президентом Насером в ответ на иностранную агрессию. В 1956 году закрытие канала было спровоцировано военной операцией Великобритании, Франции и Израиля, начатой против Египта после национализации канала. Первоначально он был закрыт только для израильского судоходства в июле, затем был полностью заблокирован в октябре, что спровоцировало рост стоимости ряда товаров в Западной Европе. Канал был открыт в апреле 1957 года после провала штурма Египта.

Следующее закрытие длилось намного дольше. После войны с Израилем в 1967 году и оккупации страной Синая канал оставался закрытым до 1975 года, когда было подписано дипломатическое соглашение между двумя странами, призывающее Израиль уйти с полуострова. Пятнадцать грузовых судов, ”Желтый флот”, оказались в ловушке в канале и оставались там до тех пор, пока он снова не был открыт.

Ранее в канале суда уже садились случайно на мель. Водный путь был закрыт на три дня в 2004 году, впервые за 30 лет, после того, как российский нефтяной танкер сел на мель. Несколько судов также сели на мель в 2016 и 2017 годах, хотя все они были разблокированы в течение нескольких часов после инцидентов.

Первоначально этот маршрут использовался для перевозки различных товаров, а в XX веке он стал важным транзитным пунктом для транспортировки нефти. Сегодня считается, что канал обеспечивает 10% всей международной морской торговли.

По данным Wall Street Journal, в ответ на блокировку мировые цены на нефть выросли более чем на 2% в начале торгов в Лондоне. Экономика Египта также получает миллиарды от канала каждый год: в 2020 году, например, страна заработала $5,61 млрд. В 2015 году по указанию президента Абдул-Фаттаха Ас-Сиси было начато строительство параллельного канала в рамках проекта реконструкции стоимостью $8 млрд.

Заблокированный канал - очередная проблема для страны, пытающейся справиться с экономическим спадом, усугубленным пандемией Covid-19.

14240 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ