Китай придет в Европу через Арктику?

Китай придет в Европу через Арктику?
© Фото: nsr.rosatom.ru
В 2018 году Китай представил план по развитию Арктики, который предполагает создание Полярного шелкового пути. В сентябре 2025 года китайский контейнеровоз отправился в Европу по Северному морскому. Новый торговый путь получил название ”Арктический экспресс”. Что это такое, в чем его важность и как Китаю удалось освоить Арктику?

Что такое ”Арктический экспресс”?

”Арктический экспресс” - первый сложный маршрут для грузоперевозок, который проходит через Арктику. Транспортный арктический коридор был создан Китаем в рамках программы освоения Арктики и стал продолжением масштабной логистической инициативы КНР ”Один пояс- один путь”. 

В чем сложность маршрутов через Арктику? 

Транспортные коридоры через Арктику осваиваются давно, в том числе и Россией, однако их функционированию во многом мешали природные условия: Северный морской путь был недоступен для судоходства большую часть года из-за льда, его сковывающего. Однако поскольку Арктика тает, притом очень быстрыми темпами, для судоходства открываются новые возможности. 

Маршрут китайского ”Арктического экспресса” 

Отправка контейнеровоза из китайского порта 23 сентября в направлении Европы тестовая. Однако маршрут, по которому он пройдёт, китайские власти планируют использовать на регулярной основе. Это первый сложный арктический маршрут не от точки до точки, а с заходом в несколько портов.  Китайское торговое судно вышло из порта Нинбо в восточной  провинции Чжэцзян и прибудет в британский порт Филикстоу в Саффолке через 18 дней, 10 октября, пройдя по Северному морскому пути. После захода в Филикстоу контейнеровоз отправится в нидерландский Роттердам, затем в немецкий Гамбург и польский Гданьск. 

Что за судно отправилось из Китая в Европу?

Судно, которое должно пройти по маршруту ”Арктического экспресса” - контейнеровоз Istanbul Bridge (Истанбул Бридж). Построен он был в 2000м году и в настоящее время зарегистрирован в Либерии. Китайский контейнеровоз не предназначен для ледового плавания, однако он идёт в окружении ледоколов. На борту Istanbul Bridge более тысячи контейнеров, в которых, по сообщениям китайских СМИ, в основном заказы для онлайн-торговли в преддверии рождественского сезона в Европе. На каком топливе идёт контейнеровоз, неизвестно. 

Зачем Китаю новый торговый маршрут? 

”Арктический экспресс Китай-Европа” может стать альтернативным торговым маршрутом. Он более чем на 20 дней короче, чем маршруты через Суэцкий канал и мыс Доброй Надежды. С геополитической точки зрения, путь через Арктику более безопасный: на нём нет таких опасных точек, как например, Красное море. Вероятнее всего, Китай будет использовать новый маршрут в случае загруженности других, более традиционных морских путей, например, во время пиков сезонной торговли.  

В чем важность ”Арктического экспресса”? 

Китай, по сути, первая страна, которая приступила к активному освоению арктических вод. Большинство экспертов были уверено, что Северный морской путь станет судоходным не раньше, чем к середине 2040-х годов, однако, как оказалось, это не так. Дополнительный и более быстрый маршрут, хотя и достаточно опасный, учитывая нестабильность морского ледяного покрова Арктики, стоит того, чтобы рискнуть, тем более на фоне роста китайско-европейской торговли. 

Чем опасно судоходство в Арктике? 

Несмотря на экономические и логистические преимущества ”Арктического экспресса” и подобных ему маршрутов, которые могут появиться в будущем, каким будет их влияние на арктический регион пока что неизвестно. Защитники окружающей среды, в частности, опасаются что активное судоходство в Арктике может привести к экологическим проблемам, в том числе загрязнению топливом, а также утрате среды обитания морских животных и растений. 

9345 просмотров

Видео






Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.