Вестник Кавказа

Экоцид в Карабахе. Репортаж с освобожденных земель

Экоцид в Карабахе. Репортаж с освобожденных земель

Первая Карабахская война сопровождалась не только геноцидом азербайджанцев, но и масштабным экологическим террором. Оккупанты пытались стереть с лица земли следы другой культуры, а богатые природными ресурсами карабахские леса беспощадно вырубались. Уничтожение лесов, редких видов флоры и фауны может сказаться на климате не только Азербайджана, но и всего Южного Кавказа.

На прошлой неделе представители СМИ и общественности в рамках медиатура в освобожденные Джебраильский и Губадлинские районы смогли увидеть результаты этого вандализма. Редкие породы деревьев, включая платан, орешник, дубы и другие ценные породы, были вырублены и вывезены оттуда. Многие из этих древесных пород сейчас находятся на грани исчезновения. На восстановление флоры и фауны региона могут уйти десятилетия.

За годы оккупации было уничтожено более двух десятков видов эндемиков Азербайджана, а также сотни редких и находящихся на грани исчезновения растений. На оккупированных территориях располагалось два заповедника площадью 43 тыс. гектаров - Беситчайский и Гарагелский, а также четыре заказника в Лачине, Губадлы, Аразбою и Дашалты. Как рассказал завсектором Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана Мехман Набиев, Губадлинский природный заказник площадью 20 тыс. гектаров уничтожен полностью. Причем оккупанты не просто истребляли природу, а старались уничтожить ее связь с исторической памятью населявших эти края людей. Так, в селе Эмирварлы Джебраильского района был уничтожен восьмисотлетний восточный платан, который в 1974 году решением Совета министров Азербайджанской ССР получил особый охранный статус. Всего такой статус имели 152 природных памятника, из них 135 - восточные платаны.

То, что осталось от восьмисотлетнего платана

Особый охранный статус в Джебраиле имело 13 платанов и грушевое дерево, в Губадлы – девять платанов высотой 40 метров и 8 метров в обхвате. Дендрологи оценивали их возраст в 1600 лет. Все они были уничтожены. Причинах такого отношения к природе в XXI веке понять сложно, но можно предположить, что экоцид осуществлялся с целью нанести урон по материальному, культурному и духовному наследию азербайджанцев.

Тем не менее в годы оккупации экологи не теряли надежду на восстановление утраченного. На протяжении 30 лет азербайджанские метеорологи ежедневно выдавали сводки о климатических изменениях. См. Умайра Тагиева: "В годы оккупации мы считали своим долгом давать прогноз погоды по Карабаху".

Заметим, что около 25% лесного фонда Азербайджана находится на территории Карабаха, и вырубка деревьев оказала влияние на всю экосистему. Теперь перед экологами стоит задача восстановления биоразнообразия региона, хотя ущерб ему нанесен колоссальный. Так, в Зангиланском районе специалисты Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана в ходе мониторинга состояния реки Охчучай обнаружили факт гибели более полутысячи особей форели и других видов рыбы. В результате исследований проб воды из реки оказалось, что в ней превышено содержание меди, молибдена, железа, цинка и других тяжелых металлов. Результаты мониторинга и анализов подтвердили загрязнение реки токсическими отходами с Гачаранского медно-молибденового завода и Кафанского медно-обогатительного комбината в Армении. На восстановление биоразнообразия потребуется десятилетия, и акция выпуска мальков редкой форели в ходе медиатура стала символом этого возрождения.

В месте слияния рек Хекери и Баргушад была выпущена тысяча мальков весом 30-50 граммов. "Золотистая крапчатая форель, включенная в Красную книгу Азербайджана, соответствует местному пресному водному бассейну, поэтому планируется выпускать в реку именно ее. Этот процесс окажет положительное влияние на естественное восстановление популяции. Высокий уровень воды в реках Баргюшад и Хакари – фактор, который положительно скажется на широком распространении рыбы в этих реках", - полагает завсектором Минэкологии Фирудин Алиев.

Самые сильные эмоции у участников пресс-тура вызвал вид поля в освобожденном селе Махрызлы. Когда-то здесь росли тутовые деревья, а теперь остались только пеньки. Часть этих деревьев была уничтожена, когда армянское население после поражения в 44-дневной войне осенью прошлого года, в спешке покидая территории, уничтожало природу. Причем подойти к полю невозможно, так как оккупанты перед уходом заминировали территорию.

А совсем рядом, в уже безопасной зоне, начинается новая жизнь. Там на прошлой неделе за один день было посажено порядка 1000 деревьев. Как отметил замминистра экологии и природных ресурсов Фирдовси Алиев, в конце 1970-х на территориях, где сегодня посажены деревья, были обширные тутовые плантации: "Эти края имели хорошие возможности для развития шелководства. За год здесь сдавалось до 250 тонн кокона. Сегодня здесь были посажены разные виды деревьев, в том числе восточные платаны и дубы".

В проекте восстановления биоразнообразия Карабаха предусмотрено распространение редкой и уникальной фауны. В частности, власти Азербайджана обдумывают планы по реинтродукции на освобожденных землях джейранов. Популяцию этих газелей экологи собираются восстановить, используя уже имеющийся опыт подобных проектов: несколько лет назад на Аджинохурскую равнину были выпущены джейраны, выращенные на территории Ширванского национального парка.

Возвращаясь к флоре, отметим, что площадь лесов, находящихся на оккупированных территориях, составила 247352 га; из них около 13197 гектаров имеет особое значение. В этих лесных районах растет более 460 дикорастущих растений и кустарников. Из них 70 - считаются эндемиками и не растут в естественных условиях больше нигде в мире. Как только специалисты оценят ущерб, нанесенный окружающей среде, можно будет определить правовые механизмы привлечения к ответственности виновных в преступлении экоцида и потребовать возмещения ущерба. Об экологических преступлениях, совершавшихся Арменией на протяжении многих лет, свидетельствуют также спутниковые снимки "Азеркосмоса". Они показывают, что наиболее ценные образцы флоры и фауны на оккупированных территориях были уничтожены. По предварительным оценкам экспертов, ущерб окружающей среде и природным ресурсам оценивается примерно в $265,3 млрд. Согласно международному праву, наказания за подобные преступления установлены Стокгольмской конвенцией, на основе которой разработаны принципы по проблемам окружающей среды.

Сегодня есть необходимость разработать концептуально обоснованную многоуровневую систему мер предупреждения экотерроризма. В ее разработке должны участвовать не только сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, но и ученые, руководители предприятий разных форм собственности, работники здравоохранения и образования, общественные движения, партии, духовенство.

27505 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ