Вестник Кавказа

Эхо советского Азербайджана услышали в Музее Востока

Эхо советского Азербайджана услышали в Музее Востока

С 5 февраля по 1 марта в Государственном музее Востока будет работать выставка "Эхо советского Азербайджана. Ковер. Вышивка. Плакат".  В свое время они служили действенным инструментом политической пропаганды, сейчас же воспринимаются отстраненно. Идеологическая окраска трактуется как приметы ушедшей эпохи, воплотившиеся в традиционных ремеслах. 

"Каждый из этих экспонатов тем, кто постарше, напоминает о прошлом, а  для тех, кто молод, это рассказ о том, какая была страна, как жили и трудились люди. Самое главное, что выставка жизнеутверждающая", - говорит советник генерального директора музея Востока Татьяна Метакса.

В Москву из Баку привезли изделия из 1920-1970-х, выполненные мастерами ”Азерхалча”. Производственное объединение было создано в 1927 году и продолжило традицию дворцовых ткачей Тебриза, привлекая к участию профессиональных художников в процессе изготовления ковра. 

Агитационные образы создавались на основе вековых традиций классических азербайджанских ковров с их характерными орнаментами и колоритом. См. Ширин Меликова: "На протяжении всей истории нашего народа азербайджанский ковер был зеркалом своей эпохи"

Агитационный текстиль, ковры, вышивки и эскизы к ним из коллекции Музея Востока впервые экспонируются в полном объеме. Швейные изделия выполнены ученицами отделения прикладных искусств Художественного техникума, открытого в 1923 году. Мастериц обучали не только искусству владения иглой, но и рисунку, живописи и истории орнамента. На панно приметы того времени: вождь пролетариата...

... пионеры... 

 ...и женщины, впервые посмотревшие на мир с открытым лицом.

"Снятие чадры - очень важная тема для Востока, которая активно пропагандировались именно в 1920-е годы. Тема сжигания паранджи, сжигания чадры была своеобразным перформансом, если говорить современным языком. На площадях собирались люди, собирались женщины, бросали в костер чадру, и таким образом переходили в новый статус", - говорит куратор выставки Мария Филатова.

Плакаты из коллекции Фонда Марджани, выполненные в Баку в 1920-1930-е годы, органично вписались в экспозицию. "Те плакаты, которые мы предоставили, носят именно революционные лозунги, призывают присоединиться к Красной армии или следовать за советской властью. Но сам язык художественный ориентален, он носит многие черты довольно традиционные. Те черты, которые были заложены еще сатирическим журналом ”Молла Насреддин”", - объяснил президент Фонда Марджани Рустам Сулейманов.

К открытию выставки был подготовлен каталог с одноименным названием.

Вернисаж открыл генеральный директор Государственного музея Востока Александр Белов: "Удивительный феномен - как политические и идеологические мотивы отражаются в народном искусстве. Мы попытались показать это на материалах выставки. Надеюсь, вы увидели, что большинство из этих вещей - действительно шедевры".

Атташе по культуре посольства Азербайджана в Москве Нигяр Ахундова высоко оценила представленный проект: "Огромнейшая благодарность за то, что организаторы выставки устроили такой роскошный пир для наших глаз, души, эмоций и настроения. Здесь все это присутствует".

12905 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ