В Государственном музее Востока открылась выставка "Эхо советского Азербайджана. Ковер. Вышивка. Плакат", которая проводится при поддержке министерств культуры России и Азербайджана, представительства Фонда Гейдара Алиева в России, азербайджанского посольства в Москве, а также Азербайджанского национального музея ковра. Директор этого музея Ширин Меликова рассказала "Вестнику Кавказа" о выставке и о коврах.
- Это не первый ваш опыт сотрудничества с Музеем Востока?
- Мы уже второй год совместно с Государственным музеем народов Востока проводим выставки. В этот раз мы из орнаментированного, эстетизированного пространства традиционного азербайджанского дома конца XIX века, который показали в апреле 2019 года, перемещаемся в новую эпоху. Это уже советская эпоха, 1920-1970-е годы.
В этом году мы представляем экспонаты из собрания Азербайджанского национального музея ковра, из собрания Государственного музея народов Востока, а плакаты - из собрания Фонда Марджани. Многие из этих экспонатов демонстрируются публике впервые. А в таком составе это беспрецедентный проект.
В нашей коллекции хорошо представлен советский период. Мы привезли монументальные, роскошные сюжетные ковры, которые раскрывают все грани жизни трудовых будней, досуга советского человека.
- Чем отличаются ковры советской эпохи от традиционных?
- Искусство ковра во все времена развивалось, сохраняя свои каноны, традиционные формы. В этих коврах мы видим традиционные композиции. Азербайджанский ковер построен на четкой симметрии, ритме как композиционного решения, так и колористического решения. Несколько бордюрных полос обрамляет центральное поле. Это медальоны и картуши. Все эти элементы азербайджанского ковра, включая роскошную орнаментальную культуру, сохранялись в советское время, трансформируясь и получая новые орнаментальные формы.
Новшеством советской эпохи были сюжетные ковры, которые тесно связаны с большим стилем той эпохи. И в создании этих сюжетных композиций, очень живописных, принимали участие ведущие художники того времени, как и во все времена. Ковер всегда был тесно связан с творчеством выдающихся художников своего времени. Когда мы говорим о сефевидской эпохе, это султан Мухаммед. Когда мы говорим о советской эпохе, это Лятиф Керимов - эксперт номер один по восточному ковру во всем мире, инициатор создания первого в мире музея ковра, нашего национального музея ковра в Баку, автор фундаментального труда "Азербайджанский ковер", который по сей день является энциклопедией азербайджанского ковра. Он был также ткачом и художником, возглавлял созданное еще в 1927 году "Азерхалча" - производственное объединение, имеющее свои артели по всей республике. Будучи главным художником, задавая тон, Лятиф Керимов стал, можно сказать, автором советского ковра. В его команде работали не только художники-орнаменталисты, но и выдающиеся художники-живописцы той эпохи. Начиная с 1930-х годов это был Азим Азимзаде, потом Салам Саламзаде, Микаил Абдуллаев, Кязым Кязымзаде, Газанфар Халыков и другие художники. Их живописные произведения замечательно перекладывались на язык ковра.
Все эти огромные ковры создавались по специальному госзаказу. Самый большой ковер в нашей коллекции - с изображением Ленина. Этот ковер 10 на 7 метров, в нем 37 миллионов узлов. Можете себе представить, какой это труд! Этот экспонат находится в Музее ковра, в Москве мы его не показываем - очень тяжело перевозить.
Мы очень рады, чтобы сегодня в Москве показываем эту грань азербайджанского ковра, тем более что выставка проводится в честь десятилетия включения азербайджанского ковра в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
- По какому принципу формировалась выставка?
- За моей спиной находится замечательный ковер "Нефтяники" 1969 года. Мы здесь видим традиционную композицию, свойственную азербайджанскому ковру. Здесь нет медальона, но есть центральная сюжетная композиция, очень насыщенная, которая изображает людей новой формации. Это нефтяник, колхозница, пионер, свободная женщина, сбросившая чадру, получившая образование. Думаю, что она инженер - строитель новой жизни.
Мы видим всю эту картину мира на фоне индустриального пейзажа. Это тоже символ этой прогрессивной эпохи - небо бороздят самолеты, развивается нефтяная отрасль. В картушах изображены и исторические памятники, историческое наследие Азербайджана, и различные отрасли деятельности, рыболовство, досуг азербайджанской семьи. Но самое интересное – то, что в малую кайму здесь вписан ритмически повторяющийся орнамент с изображением нефтепровода. Это уже совершенно новая деталь, которая вписывается в язык традиционного ковра. Мы хотели рассказать об этом, поднять этот вопрос. После распада Советского Союза многие экспонаты, которые несут печать той эпохи, даже не демонстрируются в постоянных композициях. В нашем музее они демонстрируются, но опять-таки в основном находятся в фондах, мало исследуются, к сожалению. У многих людей эта тема вызывает неоднозначное впечатление, многие видят в этом лишь идеологические стороны.
- Почему вы решили рискнуть?
- Не думаю, что это риск. Мы искусствоведы, историки искусства, мы занимаемся исследованием этапов развития тех или иных видов искусств, в данном случае мы говорим о самых традиционных видах искусства. Это художественная вышивка и ковер, которые, казалось бы, должны быть менее восприимчивы ко всяким революционным бурям, но тем не менее мы видим, что в советскую эпоху даже эти виды искусства использовались для определенной идеологической пропаганды. Сегодня мы их так не воспринимаем. Мы воспринимаем их как произведения искусства, потому что они таковыми являются, что совершенно очевидно.
Многие виды прикладного искусства были утеряны, когда распался Советский Союз, когда изменилась картина жизни, образ жизни, сместились духовные ценности. Сейчас мы возрождаем утерянные ремесла. Но ковер, являясь символом Азербайджана, никогда не останавливал своего развития. На протяжении всей истории нашего народа азербайджанский ковер существовал и всегда был зеркалом своей эпохи, как и замечательные ковры и вышивки из Музея Востока.