Завтра в Туркменистане отмечают 22-ю годовщину независимости. После развала Советского Союза республика в отличие от некоторых других новых независимых государств не переживала периода кровавых распрей и фактически сразу объявила своей официальной внешнеполитической доктриной постоянный позитивный нейтралитет. Политологи называют такую политику выражением сути исторического опыта туркменского общества - умение жить в мире с каждым соседом, способность найти общий язык с любым собеседником. Туркменистан - светское государство, но религия там остается неотъемлемой частью культуры и мироощущения граждан, а потому патронируется властью, провозгласившей лозунг "Государство – для человека".
Сразу после избрания на пост президента Гурбангулы Бердымухаммедов отправился в Саудовскую Аравию, дав понять, что не собирается отказываться от идентификации с исламским миром и исламской культурой, однако уже вскоре президент Туркменистана нанес визит в Москву, акцентировав внимание на том, что именно Россия определяет светские, общекультурные традиции, исторически сложившиеся за века.
Важнейшую роль в двусторонних отношениях играет экономических фактор - помимо газа Туркменистан экспортирует в Россию текстиль, химическую и сельскохозяйственную продукцию. Из России же в Туркмению идут поставки технологического оборудования, металлопродукции, транспортных средств, хозяйственных товаров.
Справедливости ради стоит сказать, что российско-туркменские отношения охватывают практически все сферы жизнедеятельности государств и народов. По словам главы российского МИДа Сергея Лаврова, "несмотря на нелестные годы для мировой экономики, темпы роста товарооборота впечатляют. Мы довольны тем, как развиваются гуманитарные связи, как продвигается наше сотрудничество на международной арене, в региональных организациях, заинтересованы в углублении нашего партнерства по проблематике СНГ, в ООН. Приветствуем интерес Туркменистана к углублению связей с ШОС. У нас немало общего и в том, что касается каспийской проблематики".
Действительно, в ходе астраханского саммита прикаспийских государств глава Туркменистана заявил, что Ашхабад выступает за расширение и активизацию партнерства по ключевым аспектам каспийской проблематики, а в первую очередь, это касается поддержания и упрочения мира и безопасности, предупреждения и нейтрализации рисков военной конфронтации. В итоге, в подписанном по итогам саммита заявлении был закреплен один из основополагающих для обеспечения стабильности и безопасности принципов, исключающий возможность присутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих прибрежным странам.
Региональные контакты Ашхабада некоторые эксперты называют политикой, направленной на среднеазиатское экономическое Возрождение, однако они ведутся не только по линии экономики, но и в плане развития культуры, образования, духовности и других сегментов уникальных цивилизационных принципов образа жизни центральноазиатских стран. В эти выходные в Ашхабаде прошли переговоры Гурбангулы Бердымухамедова с его узбекским коллегой Исламом Каримовым. Особое внимание стороны уделили двустороннему сотрудничеству в транспортно-коммуникационной сфере. Бердымухамедов подтвердил готовность Туркменистана к совместной работе по созданию коридора по маршруту Узбекистан – Туркменистан – Каспийское море – Южно-Кавказский коридор с выходом на черноморские порты Грузии, Турции, Румынии и других стран.
"Туркменистан и Узбекистан являются участниками подписанного в апреле 2011 года Соглашения о создании международного транспортно-транзитного коридора по маршруту Средняя Азия – Ближний Восток. Наступает этап практической реализации документа", - сказал Бердымухамедов, предложив провести встречи на уровне руководителей транспортных, таможенных и иных служб государств-участников транспортного коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман.
Говоря об инфраструктуре, стоит заметить, что в Ашхабаде вообще сконцентрированы на развитии транспортной сферы. Среди особо значимых проектов эксперты выделяют закладку фундамента Туркменбашинского международного морского порта, открытие туркмено-казахстанского участка транснациональной железной дороги "Север-Юг", начало строительства железнодорожной магистрали Туркменистан-Афганистан-Таджикистан, ввод в эксплуатацию железнодорожного и автомобильного мостов Атамырат-Керкичи, а также аэропортов, автомагистралей, мостов и эстакад.
Наблюдатели сходятся во мнении, что торговля газом и другими энергоносителями, составляющими основной источник доходов государства, уже становится в Туркменистане средством финансового обеспечения проведения внутренних реформ.