"Контакты с американским руководством, в том числе контакты с госсекретарем США, носят весьма интенсивный характер. Несмотря на все трудности в наших отношениях и очень серьезное несовпадение подходов к целому ряду значимых проблем, диалог не просто продолжается, а, наверное, сейчас более интенсивный, чем в периоды, когда наши отношения смотрелись лучше, чем сейчас", - заявил "Интерфаксу замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, подводя итоги визита госсекретаря США Джона Керри в Москву. Керри уже в третий раз менее чем за год приезжал в Россию, что свидетельствует о том, что но США понимают безальтернативность совместной с РФ работы, по крайней мере, на нескольких направлениях, каждое из которых оказывает существенное воздействие на обстановку в мире. Но кардинального, принципиального, качественного сдвига к лучшему в отношениях не происходит.
Заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. Ломоносова Андрей Сидоров, говорит, что "Керри приехал потому, что в последние три месяца мы видим череду ближневосточных лидеров, которые почему-то страстно желали посетить Москву, и побеседовать с президентом Путиным, провести здесь определенные переговоры. Американской администрации необходимо было на это реагировать. Любая администрация, чей срок заканчивается, озабочена в основе своей двумя проблемами. Первая - это как она войдет в историю. Второе - то, что она оставит своим преемникам".
Однако Сидров считает, что позитивной повестки дня в российско-американских на ближайшую перспективу пока не просматривается: "Чтобы она просматривалась, США должны изменить свой подход борьбе с терроризмом. Сейчас они борются с терроризмом, решая свои геополитические задачи. Россия в последнее время, особенно в Сирии, сделала многое, что поражает западников. Россия стала поступать так, как в свое время поступал Запад - нанесли удар, объявили о победе и ушли. Сейчас США сыграли по российским правилам - они остались в Афганистане, и теперь на их плечах лежит необходимость восстановления страны; они остались в Ираке, и это тоже забота американцев. Российские же ВКС в Сирии сделали то, что от них требовалось. Требовалось, во-первых, поддержать режим Асада, чтобы не возникла еще одна ситуация, похожая на Ливию, и, во-вторых, заставить все сирийские стороны сесть за стол переговоров. И то, и другое в общем-то успешно исполнилось".
С точки военной зрения, по мнению эксперта, ВКС РФ в Сирии сейчас не нужны: "В начале апреля там будут песчаные бури, и можно действовать с российской территории. Более того, Россия заняла очень выгодную точку, которая позволяет самолетам нести основную бомбовую нагрузку, и решать проблемы гораздо эффективнее, чем это делает Запад".
По мнению эксперта, в Москве Джону Керри не удалось отстоять точку свою точку зрения ни по Сирии (для США главное - устранить Асада), ни по Украине: "Если бы Керри удалось добиться высылки или обмена [осужденной в РФ за причастность к убийству российских журналистов съемочной группы ВГТРК украинки Надежды] Савченко, то это было бы для администрации завершением украинского вопроса. Этот вопрос не имеет решения в ближайшее время, поскольку не изменилась позиция Запада в отношении Крыма и в повстанцев на юго-востоке Украины. Поэтому как такового чего-то позитивного Керри не мог привести".
Андрей Сидоров считает важным понять, насколько происходящее в российско-американских отношениях играет на руку будущей администрации США: "Если бы выборы в США проходили в ближайшее воскресенье, скорее всего, президентом была бы Хиллари Клинтон, хотя до ноября эта ситуация может серьезно измениться. Клинтон уже обозначила свои позиции по России, однако она, безусловно, будет их корректировать. Но то, что отношения будут жесткими, это, на мой взгляд, очевидно. По-крайней мере, до 2018 года сдвига в российско-американских отношениях не произойдет".