Вестник Кавказа

Подземные дороги Гянджи

Орхан Елчуев

Гянджа – город, находящийся на стыке культур, во все времена подвергался испытаниям судьбы, набегам иноземных захватчиков, становился объектом опустошительных войн. На протяжении веков он находился на Великом шелковом пути, отсюда пролегали караванные дороги. Город также несколько раз подвергался разрушительным землетрясениям, самое мощное из них произошло 25 сентября 1139 года. В итоге приходилось отстраивать его заново. За свою историю город несколько раз становился столицей разных государств, существовавших на территории нынешнего Азербайджана, что повлияло на его развитие и нашло отражение в облике. Согласно легенде, при закладке города был найден клад с несметными сокровищами, именно поэтому ему дали имя Город сокровищ — Гянджа.

Город и сегодня хранит в себе много нераскрытых тайн. Сенсационным открытием для мировой науки стало заявление, сделанное учеными несколько лет назад, о существовании подземных дорог, построенных 400 лет назад, которые местное население называет подземными фаэтонными дорогами. Их общая протяженность составляет 90 км. Большинство исследователей уверены, что они были построены во времена правления шаха Аббаса I по проекту его визиря, величайшего мыслителя, ученого и астронома того времени шейха Бахеддина.

Сегодня весь главный исторический ансамбль Гянджи состоит из творений шейха Бахеддина. Сюда входят архитектурный комплекс XVII века, Джума-мечеть (мечеть шаха Аббаса), Чекяк-хамам (средневековая баня) и Караван-сарай шаха Аббаса.

Пока широких научных исследований подземных дорог Гянджи не проводилось, но общественность и ученые знают об их существовании и говорят о необходимости их восстановления и реставрации.

В советское время некоторые ходы были закрыты, а некоторые использовались как тюрьмы. Уже тогда большинство ходов было разрушено, некоторые вентиляционные шахты забились, что осложнило доступ кислорода.

Интерес к этой тайне города появился несколько лет назад, после публикации о том, что под историческим центром Гянджи пролегают тоннели. Ученые пока не нашли ответа на вопрос, каким образом четыре столетия назад строителям удалось построить столь мощную инфраструктуру, требующую сложных технологических решений. В некоторых местах дороги двухуровневые, напоминающие тоннели метрополитена. Прообраз метро появился в городе задолго до того, как в Лондоне была создана первая подземка. За двести лет до изобретения подземного железнодорожного сообщения в городе на Темзе в Гяндже существовал общественный транспорт под землей.

Как заявил "Вестнику Кавказа" профессор Гянджинского государственного университета, заслуженный художник Азербайджана Шаиг Мамедов, после землетрясения 1139 года Гянджа была разрушена, а неподалеку был построен новый город. На этом месте он просуществовал до завоевания Гянджи шахом Аббасом I в 1606 году. Сегодняшняя Гянджа - город, который построил уже он.

"Гянджа из-за своей стратегической позиции постоянно подвергалась вражеским набегам. Подземные ходы имели большое значение для хранения провизии и защиты гражданского населения. Помимо этого, они также предназначались для передвижения фаэтонов", - отметил ученый.

По его мнению, нет ничего удивительного, в том, что четыре столетия назад строителям удалось построить такую инфраструктуру, ведь работами руководил известный в то время на всем Востоке шейх Бахеддин.  

"Помимо этого, шейх Бахеддин был великим физиком, еще до Эйнштейна выдвинувшим теорию об атомах. Наверное, все знают историю про баню в Исфахане, обогреваемую лишь теплом одной свечи, архитектором которой тоже был шейх Бахеддин. Это решение дает повод выдвигать гипотезы о том, что Бахеддину были известны законы атомной энергетики. Именно он был руководителем проектов по закладке городов Гянджа, Исфахан, Мешхед четыре века назад", - напомнил профессор ГГУ.

Шаиг Мамедов считает, что попытки поставить под вопрос существование подземных фаэтонных дорог не имеют никаких оснований: "Спросите любого человека взрослого поколения Гянджи, вам расскажут все, вплоть до местонахождения входов в эти тоннели. В детстве все заходили туда и, пройдя по ним, оказывались в другой части города", - сказал он. По словам эксперта, общая протяженность этих дорог составляет 90 км, они имеют высоту 2,5-3 м, что позволяло свободно передвигаться фаэтонам.

Это открытие заинтересовало  ученых из Смитсоновского института (США). Пару лет назад они решили совместно с азербайджанскими коллегами изучить тайны подземных дорог. Историки сходятся в том, что город, подаривший миру великого мыслителя и поэта Востока Низами, был колыбелью цивилизации, и ее история и архитектура по сей день хранит в себе много неизученных тайн. Сегодня задача ученых — не только исследовать древний город, но и создать подземный музей с выходом в его центральную часть. Рассказ про подземные дороги, наряду с историческим, имеет и социально значимый аспект. Изучение подземных дорог приведет к увеличению потока туристов и любителей загадок истории со всего мира и сделает город привлекательным для новых инвестиций. Ведь в нынешней конкуренции выигрывает тот, кто умеет лучше себя подать и лучше применять информационные технологии.

105405 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября