На днях израильские власти впервые после введения безвизового режима с Грузией в 2013 году прибегли к жесткой акции против нелегальной эмиграции - 26 грузинских граждан, прибывших в Тель-Авив по программе религиозного туризма для молитвы в святых местах, были задержаны пограничниками и полицейскими в аэропорту. Им отказали в праве пересечь границу и лишь через 24 часа позволили вернуться в Грузию. Причем, по утверждению задержанных, их не только перевели в специзолятор из нейтральной зоны аэропорта, но якобы обращались очень грубо, а в некоторых случаях даже "бесчеловечно".
МИД Грузии заявил, что изучит инцидент "в случае поступления официальной жалобы граждан". В переводе с дипломатического языка эта фраза означает: "Полноценная жалоба письменно пока не поступала, а если поступит, она должна быть значительно обоснована для того, чтобы официальный Тбилиси смог поднять вопрос до уровня межгосударственных отношений с небольшим по территории и населению, но очень влиятельным ближневосточным государством, с которым Грузия традиционно поддерживает дружеские, партнерские отношения".
Судя по всему, в МИД учитывали, что это не первый инцидент такого рода (хотя раньше столько людей одновременно не задерживали), а у израильской стороны есть свои аргументы. Причем они, разумеется, не связаны с угрозой терроризма со стороны выходцев из Грузии, но подкрепляются сухой статистикой соответствующих израильских ведомств - слишком много грузин пытается воспользоваться безвизовым режимом, чтобы трудоустроится в Израиле. Уровень безработицы в Грузии достигает 40%, а в некоторых регионах и того больше. Но безвизовый режим вводился лишь для туристов, приезжающих в Израиль на короткое время для отдыха или приобщения к святыням.
Безвизовый режим для грузинских граждан был введен несколько лет назад в результате сложных переговоров между Тбилиси и Тель-Авивом по вопросу безвизового режима между Грузией и Ираном. Но это было в период, когда против Тегерана еще действовали жесткие международные санкции. Тогда Грузия все-таки отменила безвизовый режим с Ираном, но ни один из участников процесса, разумеется, никогда не признавал и не признает взаимосвязанность этих двух решений.
В любом случае Израиль вводил безвизовый режим для туристов из Грузии, а не для гастербайтеров, желающих прикрыться религиозными мотивами. Религиозные паломники из Грузии в Святую землю тоже едут, но под эгидой патриархии Грузинской православной церкви.
В последнем же случае, группу "паломников" в Израиль отправила небольшая туристическая компания, найти которую в Тбилиси журналистам стоило немалого труда.
26 грузинских граждан через сутки вернулись на родину. Все живы–здоровы, хотя и измучены. Особенно обидно тем из них, кто действительно прилетел в Израиль, чтобы зажечь свечу в иерусалимском монастыре Джвари с фреской великого средневекового поэта Шота Руставели. Но это "печальные издержки" безвизового режима между странами с несопоставимым уровнем развития экономики. То ли еще будет, когда ЕС все-таки выполнит обещание и введет безвизовый режим для грузинских граждан. Инцидент в аэропорту Тель-Авива может показаться легким недоразумением.