Вестник Кавказа

Обзор прессы Кавказа 16 - 22 апреля

Обзор прессы Кавказа 16 - 22 апреля
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Реализация комплекса мер по социально-экономическому развитию СКФО в 2017 году позволила сохранить позитивные тенденции, фиксируемые в последние годы на Северном Кавказе, а также сократить отставание региона от среднероссийских значений по ряду социально значимых показателей. Об этом, как пишут ингушская газета "Сердало" и издаваемая в КЧР газета "Черкесск - вчера, сегодня, завтра", говорил министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов на  заседании Коллегии министерства , посвященном итогам работы за 2017 год и планам на 2018 год. 

Министр отметил, что по итогам прошлого года индекс промышленного производства на Северном Кавказе превысил среднероссийский показатель и составил 102,7% (средний по России – 101,0%). Объем инвестиций составил 503,9 млрд рублей, что на 3,7% больше показателя 2016 года. Реальные денежные доходы населения выросли – 100,5% (аналогичный показатель по России – 98,9%). Благодаря реализации социальных проектов снизились показатели смертности — с 7,8 в 2016 году до 7,6 человек (на 1000 человек населения) по итогам 2017 года (аналогичный показатель по России — 12,4). Приоритетными задачами развития субъектов СКФО министр назвал снижение безработицы, решение вопроса дефицита кадров, развитие социальной инфраструктуры, привлечение частных инвестиций, наполнение местных бюджетов. В 2017 году стартовала реализация 14 инвестиционных проектов, которые должны привлечь порядка 2726,4 млн рублей, и создать 1936 новых рабочих мест. В течение 2017 года была проведена работа по подготовке инвестиционных проектов для включения в госпрограмму на 2018 год. Основные принципы при работе с инвестпроектами второй год остаются неизменными – это эффективность проектов, прозрачность и открытость всех конкурсных процедур. 

Министр добавил, что за период 2014-2016 годов в СКФО в рамках государственной программы было построено свыше 60 общеобразовательных учреждений, рассчитанных на 35 000 ученических мест. Тем не менее в силу низких "стартовых условий" развития общеобразовательной инфраструктуры и высокого естественного прироста населения Северного Кавказа до настоящего времени не удалось полностью решить проблему нехватки школ.  Лев Кузнецов отметил, что в 2017 году была продолжена работа ведомства над стратегическими документами, определяющими развитие Северного Кавказа. В том числе в настоящее время уже разработан проект Стратегии развития туризма в субъектах СКФО до 2035 года, и в этом году ее должно одобрить правительство РФ. 

* * *

Всю минувшую неделю Ереван сотрясали протестные акции  против премьерства Сержа Саргсяна,  возглавлял которые лидер  партии "Гражданский договор",  депутат парламента,  член оппозиционной парламентской фракции "Елк"  Никол Пашинян.   На митинге 17 апреля он заявил о начале "бархатной революции" в Армении. Депутат обещал открыть революционные комитеты в областях, которые будут на местах курировать акции гражданского неповиновения.  Недовольство, выливающееся в публичные акции, - не новость для Армении, пишет газета "Голос "Армении". Каждые выборы на протяжении последних 27 лет сопровождались протестами. Люди выходили на улицу в 2016 году - после последних парламентских выборов; в 2015 году - против повышения тарифов на электроэнергию и ранее. Это характерно для страны, где только, по официальным данным, почти 30% населения бедны. Это примерно миллион человек. Сюда можно добавить 16% безработицы, ежегодное сокращение населения на несколько десятков тысяч и сильную зависимость от внешних рынков труда. В 2016 году только в России работали 528 тыс. мигрантов из Армении (население страны немногим меньше трех миллионов), а по итогам 2017 года трудовые мигранты перевели в Армению 1,7 млрд долларов при расходной части государственного бюджета чуть более 3,0 млрд долларов (в 2018 году). Все это делает протестные настроения хроническими, а уличные акции — неизбежными. Но всякий раз политические протесты в Армении затухали сами по себе. Дело в том, что у оппозиции нет ресурсов и средств для достижения своей цели, по-прежнему отсутствует позитивная политическая повестка, считает издание. 

Каковы же основные требования недовольных избранием Сержа Саргсяна?  Газета приводит слова политолога, заместителя руководителя Института стран СНГ Владимира Жарихина, по словам которого в  основном они выступали против того, что Саргсян слишком долго — уже 10 лет — находится у власти. Их не останавливало то, что, например, в Германии при схожей форме парламентского правления Ангела Меркель уже 18 лет возглавляет страну и будет править еще не один год.  К сожалению, пишет Жарихин, немало было на этих митингах и лозунгов с требованиями разорвать тесные отношения с Россией, выйти из Евразийского союза. И это несмотря на то, что любому здравому жителю Армении понятно, что реализация этих требований чревата для страны, находящейся многие годы в совсем не дружественном окружении, огромными военно-политическими рисками и существенными геополитическими потерями. Политолог выражает  надежду, что у армянского народа и его вновь избранных руководителей хватит здравого смысла, чтобы не разрушать сложившиеся годами тесные и взаимовыгодные отношения между нашими странами.  

* * *

 В Дагестане   в течение двух лет   планируют отремонтировать  свыше 40 км федеральных трасс, восемь искусственных сооружений и два крупных объекта дорожного строительства. Специалистами Управления федеральных автомобильных дорог "Каспий" в Дагестане , в частности,  будут проведены работы на федеральных трассах Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала, Р-217 "Кавказ". В результате, в конце дорожно-строительного сезона около 85% федеральных трасс республики будет соответствовать нормативным показателям, информирует газета "Дагестанская правда" со ссылкой на  заместителя начальника ФКУ Упрдор "Каспий" Сергея Улеева . 

Не останутся без внимания и технические сооружения. В этом году будут капитально отремонтированы 5 мостов общей протяженностью почти 127 погонных метров на федеральных трассах Кочубей – Минеральные Воды, Астрахань – Махачкала и "Кавказ". На автодороге Астрахань – Махачкала уже ведутся работы по капитальному ремонту моста через реку Сулак протяженностью свыше 200 погонных метров. Еще на трех мостовых переходах пройдут ремонтные работы. Кроме того, на федеральной трассе Р-217 "Кавказ" для безопасности участников дорожного движения появятся надземные модульные пешеходные переходы: в Махачкале в районе оптового рынка и на съезде к поселку Ленинкент, а также в районе съезда к селу Новый Параул Карабудахкентского района. Уделят значительное внимание и работам по установке элементов обустройства автомобильных дорог, что повысит безопасность движения и снизит количество дорожно-транспортных происшествий.  В планах также завершение строительства подхода от автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" к строящемуся автомобильному мосту через реку Самур в районе пункта пропуска "Яраг – Казмаляр" на российско-азербайджанской государственной границе.

До конца года на федеральных автомобильных дорогах республики заработает 14 комплексных постов дорожного контроля метеоусловий, 10 табло погодных условий, 3 табло переменной информации и прибор учета интенсивности дорожного движения. Прием и передача оперативной информации в течение всего года в любое время суток осуществляются центром управления производством Упрдор "Каспий". Автоматизированное рабочее место оперативного диспетчера центра оснащено программным обеспечением, позволяющим получать метеоинформацию, данные дорожных камер и автоматических систем дорожных метеостанций, пунктов учета интенсивности движения.  Таким образом, вскоре водители, пользующиеся трассами на территории Дагестана, смогут своевременно получать информацию о состоянии проезда на федеральных дорогах, а метеорологические параметры и параметры состояния дорожного покрытия будут обрабатываться и передаваться в режиме реального времени в центр управления производством для анализа и оценки текущей обстановки. Вокруг двух   приграничных  дагестанских городов  - Дербента и Хасавюрта, -  вблизи  которых дорожная обстановка  на федеральных магистралях всегда была сложной, намечено   строительство объездных дорог. " Увеличение пропускной способности участков трассы в обход этих городов позволит наладить торгово-промышленные связи, повысит социальную мобильность населения", – уверен Улеев. 

Начало работ запланировано на 2020 год. Строительство участка в обход Хасавюрта предполагается на землях Новолакского и Хасавюртовского районов. Трасса уходит от жилой застройки, археологических памятников (городищ, курганов, могильников). Запроектированы четыре транспортные развязки, мостовой переход через реку Ярык-Су, переходы для животных, очистные и водопропускные сооружения.  По автодороге в обход Дербента разработан и утвержден план территории, проектная документация находится в разработке. Предполагаемая протяженность участка составит более 30 км. Строительство дороги позволит вывести транзитный транспорт из жилой зоны и исключить пробки в час пик. Важно, что оно не затронет границы памятника культуры – древней стены крепости Нарын-кала, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

* * *

Не так давно в Азербайджане стартовал крупный промышленный проект - азербайджано-иранский автомобильный завод Khazar, который расположился в Нефтчалинском промышленном квартале. По сути, речь идет о создании нового автомобильного бренда, и оценивается экспертами как наиболее яркое проявление примера государственно-частного партнерства в развитии национальной экономики. Это и один из примеров того, что местный бизнес стал все активнее втягиваться в производственный сектор, пишет местный еженедельник "Регион-плюс".  

Фактически автомобильная промышленность в Азербайджане начала создаваться и развиваться только в годы независимости. За этот период было несколько сборочных проектов в данной сфере, порой и не совсем удачных. Но, тем не менее, определенный опыт за время их реализации был накоплен, и самое главное - интерес бизнеса к отрасли не пропал, напротив, видя правительственную поддержку, вылился в новые инициативы. Конечно, говорить о создании стопроцентной азербайджанской марки автомобилей еще очень рано - для этого требуется привлечение намного большего объема инвестиций, технологий и, конечно, опыта. Однако в рамках совместных предприятий с уже известными брендами вполне можно получить конкурентный экспортный товар с учетом его низкой себестоимости. 

Самым долгосрочным предприятием на авторынке Азербайджана на сегодня можно считать Гянджинский автомобильный завод, который приступил к деятельности в 2004 году. Правда, он сконцентрировал свою деятельность на выпуске тракторов и другой сельхозтехники в рамках сотрудничества с Минским автомобильным заводом. В этом году был произведен десятитысячный трактор "Гянджа-Беларусь". "К этим тракторам проявляют очень большой интерес. Находясь в регионах, на полях, я интересуюсь, все фермеры очень высоко оценивают эти тракторы. Сейчас мы и экспортируем, и начинаем производство тракторов "Гянджа-Беларусь" в третьих странах", - отметил недавно в одном из своих выступлений президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Старт открытию и сборке первого автомобиля Khazar был дан в ходе прошедшего 29 марта 2018 года совместного азербайджано-иранского бизнес-форума нажатием символической кнопки президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым и Ирана Хасаном Рухани. Автомобильный завод построен за счет частного капитала. Инвестиции в создание предприятия на первом этапе составили 15 млн долларов, из которых 25%  пришлись на иранскую компанию Iran Khodro. 

Свою лепту в создание завода Khazar мощностью 10 тыс. автомобилей в год внесло и азербайджанское правительство, в частности, предоставив 10 га территории и создав необходимую инфраструктуру. В целом преференции со стороны азербайджанского правительства на этапе строительства и доставки оборудования позволили сэкономить 5,0 млн долларов. В Азербайджане впервые будет действовать конвейер по выпуску автомобилей, а не просто сборочное производство, или так называемая отверточная сборка. Главным отличием нового завода Khazar от аналогичных предприятий станет возможность оснащения местного автомобиля деталями собственного выпуска. 

На нынешнем этапе работы азербайджано-иранского предприятия стоит задача наладить конвейер для выпуска пяти автомобилей в час. По словам руководителя азербайджанской части проекта Эмина Ахундова, в рамках проведенных маркетинговых исследований рассматривался выпуск автомобилей в трех категориях - эконом-, бизнес- и премиум-классах. Согласно проведенным исследованиям, в течение ближайших шести лет будет создан потенциал для реализации 10 тыс. автомобилей эконом-класса, выпускаемых на заводе, с объемом двигателей от 1,4 до 1,8 литров. Производимые здесь автомобили Khazar соответствуют стандартам Евро-5, что поможет им найти в Азербайджане своих покупателей, а также заменить отслужившие срок машины. Также предусматривается 20% выпущенных в 2018 году машин экспортировать в страны СНГ, Ближнего Востока и Африки. Завод также рассматривает выпуск модельного ряда Runna, Samand, Soren, Dena, Peugeot-206, Peugeot-207, Renault-Tondar, Renault-Pickup. Найти покупателей в более дорогих сегментах на местном рынке и за пределами страны, как показали маркетинговые исследования, было бы намного сложнее. 

Первой ласточкой азербайджано-иранского завода станет автомобиль Khazar с механической коробкой передач и объемом двигателя 1,7 л. Цена его будет несколько ниже автомобилей данного класса других марок - порядка 14-16 тыс. манатов (примерно 500-580 тыс. рублей). При этом модельный ряд приспособлен для дорог СНГ, Ближнего Востока и стран Африки посредством более высокого клиренса автомобилей.   Предлагается разработка различных льготных кредитных программ, что в свою очередь может способствовать росту интереса к продукции автозавода.

Между тем эксперты уверены, что проекты в сфере автопрома должны быть продолжены, и сейчас важно поддержать инициативы местных предпринимателей по дальнейшему развитию автомобилестроения в стране. В частности, на завершающемся этапе находятся переговоры по выпуску малотоннажных грузовиков в создаваемом Гаджигабульском промышленном квартале. Ожидается, что развитие автомобилестроения может дать толчок и развитию в стране смежных отраслей - в частности, металлургии и химической промышленности , пишет издание .

* * *

В парламенте КБР обсудили  деятельность  туроператоров и турагентов по продвижению туристического продукта КБР и перспективы развития регионального туризма,   сообщает  газета "Кабардино-Балкарская правда" со ссылкой на пресс-службу парламента .  Было отмечено, что в последние годы устойчиво растёт популярность региона среди отечественных и зарубежных спортсменов и отдыхающих.  Республику за прошлый год посетили около 450 тыс. человек, что на 7%  больше, чем в 2016 году. На сегодняшний день в республике работают 44 туристические организации, из них 5 – туроператоры. На территории республики в настоящее время насчитываются  11 зон потенциальной рекреационной специализации, имеющих разный уровень развития, в том числе горно-рекреационный комплекс "Приэльбрусье", бальнеологический курорт федерального значения "Нальчик", оздоровительно-лечебные комплексы "Джилы-Су", "Аушигер", "Тамбукан", альпинистский комплекс "Безенги", экскурсионно-туристские комплексы "Чегемские водопады", "Голубые озера", "Долина нарзанов", археолого-туристские комплексы "Верхняя Балкария" и "Верхний Чегем".  

В ходе заседания обозначены такие проблемы, как  несоответствие гостиничного комплекса республики современным требованиям, низкий уровень сервиса, культуры и качества курортных и туристских услуг, недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированными кадрами,  отсутствие рекламных и информационных материалов на иностранных языках. Участники мероприятия отметили необходимость повышения уровня безопасности туристов, в том числе во время посещения Чегемской и Черекской теснин, обеспечения  своевременной уборки мусора.  Говорилось о необходимости развивать экотуризм, создавать экодеревни, посещение которых предоставит туристам уникальную возможность почувствовать неповторимую атмосферу сельской жизни. Была  отмечена важность брендирования республики и информационное продвижение туристических услуг, предоставляемых в КБР. "Нам есть чем гордиться – это природа, традиции, кухня. Почему из всего этого не сделать бренд? Пусть это будут, например, балкарский хичин, айран и кабардинская кафа", – предлагали собравшиеся. 

Председатель комитета парламента КБР по спорту и туризму Арсен Барагунов   внёс  предложение о создании ассоциации туроператоров и турагентов Кабардино-Балкарии, которое было поддержано. Он сообщил, что  Комитетом парламента КБР по спорту и туризму совместно с Министерством курортов и туризма КБР подготовлен проект закона о внесении изменений в Закон КБР "О туристской деятельности в КБР".  Будет составлен реестр туристских ресурсов Кабардино-Балкарии. В него будут внесены сведения об объектах туристского (экскурсионного) показа, о центрах развлечений, культурно-этнографических центрах, центрах народных промыслов и ремёсел,  спортивно-туристических объектах, пляжах. Рассматривается возможность предоставления преференций тем, кто зарегистрируется в реестре. Участники заседания пришли к мнению, что важными условиями успешного развития въездного туризма являются дальнейшее развитие и реконструкция туристской, транспортной, коммунальной и иных инфраструктур, привлечение инвестиций, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 

14435 просмотров