Последние события на линии соприкосновения войск в зоне нагорно-карабахского конфликта, отношения с Россией, региональные вопросы, в частности отношения между США и Ираном, были главными темами уходящей недели в азербайджанских СМИ.
Обострение ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта усилило убеждения экспертов в том, что война между Арменией и Азербайджаном неминуема. Но, как считает глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу, несмотря на провокации армянской стороны, нужно продолжить переговорный процесс. "Если мы поднимем вопрос о приостановлении переговорного процесса, то в первую очередь мировая общественность начнет винить нас в том, что мы - сторонники военный действий", - заявил Echo.az Ахмедоглу. Эксперт напомнил о том, что в апреле 2016 года Минская группа ОБСЕ доказала, насколько она слаба: ″Если данная структура не в силах даже привлечь главу МИД Армении к переговорному процессу, значит, и другие задачи ей не по силам. В последнее время Эдвард Налбандян вообще близко не подходит к переговорному столу. Он приближается только к накрытому сопредседателями к обеденному столу". При этом Ахмедоглу напомнил о том, что есть ряд заявлений сопредседателей МГ ОБСЕ, которые для Азербайджана очень важны: "К примеру, последнее заявление посредников, касающееся шоу оккупантов под названием "референдум". Поэтому не стоит поднимать вопрос о приостановлении переговорного процесса. Его и так нет. Тем временем армяне продолжают нас провоцировать. Но в любом случае ВС Азербайджана способны дать ответ на любую провокацию армян".
Мубариз Ахмедоглу
В свою очередь, военный эксперт Узеир Джафаров считает, что Азербайджан не покинет переговорный процесс: ″Но нужно определиться. Если армяне продолжат провокации, то зачем нам терять время на переговоры, которые ничего не решают. Периодически проводятся встречи глав МИД. Однако сейчас, похоже, армянская сторона заинтересована в том, чтобы как можно больше крови было пролито на линии фронта. А после этого посредники хотят, чтобы была организована встреча на высшем уровне в одном из европейских городов, а ОБСЕ подготовила отчет о проделанной работе", - отметил он.
Политолог Фикрет Садыхов считает, что Армения идет на провокации по нескольким причинам. “В первую очередь, они хотят продемонстрировать своему армянскому избирателю и гражданину, что Азербайджан, который закупает очень мощное оружие у Израиля, России и Турции, в любом случае не справится с Арменией и что армянский политический режим делает все необходимое, чтобы защитить своих граждан. Другая причина связана с Ходжалинским геноцидом – событиями 26 февраля. Они пытаются нам продемонстрировать, что не забыли еще тот период и готовы вновь пойти на обострение и продемонстрировать свою силу”, - сказал Садыхов агентству "Спутник Азербайджан". “Но они забывают о том, что Азербайджан уже не страна начала 1990-х годов. Сейчас мы наносим мощные адекватные ответы. Мы в состоянии не только защитить границы и интересы нашей страны, но и дать мощный ответ на подобные провокации. Армянский политический режим постоянно внушает своим гражданам, что они в состоянии защитить свою целостность, интересы и страну от различных “посягательств”. Все это сшито белыми нитками и не воспринимается всерьез даже армянским обществом. Мы видим поражение сторонников нынешнего режима. Они понимают, что ситуация слишком напряженная и они оказались в том тупике, из которого нет выхода”, - отметил политолог.
Также эксперты обращают внимание на заявление министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна, который намекнул, что не исключает до конца года признания карабахских сепаратистов одной из стран. Депутат Милли меджлиса Асим Моллазаде считает, что, говоря о признании "НКР", Налбандян имел в виду прежде всего Армению: "Возможно, на такой шаг могут пойти еще и государства типа Вануату или Науру, но больше никто". По мнению парламентария, высказывание главы армянского МИД связано с предвыборной кампанией в этой стране и провалом на всех фронтах - дипломатическом, военном и т.д. "Это попытка создать хорошую мину при плохой игре, - отмечает Моллазаде. - Признание Арменией "НКР" не будет иметь никакого международного значения. Но при этом будет означать отказ Армении от переговоров и провал международных посредников". По словам депутата, Азербайджан в этом случае может обратиться в ООН и другие структуры с требованием принудить Армению к миру.
Тем не менее глава азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов не отрицает, что Баку всё еще возлагает определенные надежды на США, даже несмотря на то, что их администрация по-прежнему пассивна в решении карабахской проблемы. ″Мы тоже при встрече с американскими коллегами задаем им вопрос, почему в отношении других конфликтов на постсоветском пространстве они, в отличие от карабахского вопроса, активны. Однако в ответ неизменно слышим обтекаемое: "Этим вопросом занимается МГ ОБСЕ". Но, к сожалению, эта структура не в состоянии урегулировать конфликт, а альтернативы ей пока нет. Вот здесь и проявляются двойные стандарты великих держав в отношении к карабахскому конфликту", - сказал haqqin.az Сеидов.
Азербайджанский европарламентарий уверен, что существует сильное противодействие со стороны армянского лобби в США и всех, кто поддерживает Армению. "Однако, как я неоднократно говорил и повторю снова, чем дольше затягивается урегулирование нагорно-карабахского конфликта, тем больше страдает Запад и его институты. Международный закон не избирателен в отношении какой-то одной страны - он универсален применительно ко всем странам региона, и его невыполнение автоматически ведет к тяжелейшим последствиям в другом регионе, что, собственно, мы и наблюдаем в других конфликтных ситуациях", - резюмировал Сеидов.
***
Отношения между США и Ираном также остаются в центре внимания СМИ Азербайджана. Так портал newtimes.az отмечает, что напряжение их отношений идет на трех уровнях. Первый уровень связан со столкновением интересов двух стран в глобальном масштабе. При этом также выделяются два аспекта. Прежде всего, подчеркивается израильский фактор. Эксперты считают, что в ходе избирательной кампании израильское лобби оказало поддержку Дональду Трампу, и он пообещал поднять отношения на новый уровень. По этой причине давление Вашингтона на Иран растет. Другой аспект связывается с отношениями Иран-Россия, США-Китай, и Россия-Турция. Ряд экспертов считает, что основным фактором здесь является сотрудничество Тегерана с Москвой по Сирии. США пытаются испортить отношения двух стран. По мнению сотрудника института Востоковедения РАН Борис Долгова, "нужно серьезно подходить к подобным заявлениям американской прессы и желанию администрации Трампа вызвать трения между Тегераном и Москвой". В целом, по мнению экспертов, Вашингтон, рассматривая и турецко-российские отношения в контексте иранского вопроса, пытается нанести ущерб и сотрудничеству Анкара-Москва, чтобы ослабить позиции Ирана в регионе. Естественно, при этом не стоит забывать и об отношениях США-Китай. США не забывают о подписании соглашения между двумя странами, предусматривающего большие финансовые средства. Так, они учитывают возможность совместных действий Тегерана и Пекина на Ближнем Востоке.
США также обеспокоены ростом влияния Ирана в ряде государств региона – Ираке, Сирии, Ливане, Йемене и Бахрейне. Вашингтон считает, что Тегеран поддерживает террор в этих государствах и заставляет работать власть в свою пользу, при этом чаще используя "Хезболла" и Корпус стражей Исламской революции. По этой причине США решили помешать деятельности Ирана. "Это свидетельствует о том, что Америка прибегнет в различных государствах Ближнего Востока к мерам против Тегерана. В целом, ситуация в регионе может обостриться",- пишет портал.