Вестник Кавказа

Новруз - праздник добра, гуманизма и равенства

Национальные азербайджанские инструменты
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Народы Ближнего Востока, Южного Кавказа, передней и Средней Азии готовятся к Новрузу - празднику весны, радости, веселья, обновления природы, который олицетворяет завершение зимы и приход весны, наступление нового года. Хоть дословно этот праздник означает в переводе с персидского - "новый день", по сути, он ознаменует наступление Нового года. В древнейшем литературном памятнике огнепоклонников "Авесте" (VI век до н.э.) описывается пробуждение природы 21 марта григорианского календаря. Это самый почитаемый и отмечаемый праздник, занимающий особое место в этнокультурологии народов. Хотя он отмечается в странах традиционно с исламской культурой, но к религии не имеет никого отношения. Новруз, по существу, доисласмкий праздник. В советский период он отмечался неофициально, т.к. власти не давали разрешения на его проведение. Люди, отмечающие праздник прилюдно, подвергались гонению. Однако семьи, верные традициям, все равно отмечали Новруз. Впервые в 1967 году по инициативе государственного деятеля Азербайджана, писателя, поэта и драматурга Шихали Гурбанова Новруз, был проведен на государственном уровне, как национальный праздник азербайджанского народа.

"Вестник Кавказа" рассказывает о традициях, предшествующих празднику в Азербайджане, где традиционно его отмечают не менее торжественно, чем в России Новый год.

С 20 марта Азербайджан отдыхает целых 10 дней, а праздничные шествия, мероприятия, народные гуляния охватывают всю страну. Фактически подготовка к празднику начинается за месяц до самой праздничной даты. Главными считаются вторники - Новрузу предшествуют четыре вторника, каждый из которых посвящен пробуждению одной из природных стихий. Каждый из предшествующих Новрузу вторников – чершенбе – называется соответственно - су чершенбеси (вторник воды – снег начинает таять, превращается в воду, ручьи и наполняют реки), од чершенбеси (вторник огня - огонь воспринимается как символ солнца, символ потепления), йел чершенбеси (вторник ветра) и торпаг чершенбеси (вторник земли), который в простонародье еще и называется и илахыр чершенбе (последний, самы важный чершенбе года).  Пробуждение "четырех элементов" природы предвещает приход пятого, главного элемента, нового светлого дня - Новруза, начала возрождения и полного оживления земли. С 20-21 марта устанавливается весеннее равноденствие, что в традициях Новруза тесно связно с мирозданием. Традиций и народных поверий, связанных с предшественниками Новруза немало, но при их изучении бросается глаза путаница, связанная с их порядком проведения. Нередко дебаты возникают даже среди ученых.

Первый из четырех вторников до Новруза – "су чершенбеси" (вторник воды)- символизирует первую из четырех стихий мироздания и символизирует начало обновления в природы. По народным поверьям, в этот день обновляется вода, а стоячая вода приходит в движение. Именно, начиная с этого дня, который приходиться на последний вторник февраля, начинаются приготовления к Новрузу.

Отношение к воде основано на ее свойстве смывать грязь. В числе связанных с водой традиций часто упоминается обряд перепрыгивания через проточную воду для очищения от грехов прошлого года. Кроме того, члены одной семьи в последнюю ночь старого года обрызгивают друг друга водой перед сном.
В этот день с восходом солнца принято ходить за водой к реке или источнику, умываться, окроплять друг друга. Этого ритуала по-прежнему придерживаются в азербайджанских деревнях. Принято угощать друг друга сладостями. Утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, к примеру, мед или сахар. Также нужно понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от "злых духов".
Вода, по которой скользнул солнечный луч, считается обновленной и священной, а желания того, кто в ней искупается, должны осуществиться.

То, что первый вторник связан с водой, тоже не случайность, ведь вода - основной источник жизни. Как и в мифических представлениях, в реальности вода является толчком к пробуждению природы. Вода – начало, исходная точка всего, причина возникновения всего сущего, его жизни и гибели. Без воды невозможно продолжение жизни.

Второй вторник до Новруза - "од чершенбеси"- вторник огня. В этот день лучи "небесного огня", солнца, растапливают снега, природа оживает. "Од чершенбеси" оповещает о том, что до весны и нового года остается уже совсем немного времени. Тепло и "небесный огонь", превратив снега в воду и осушив ее, обнажают землю - источник богатства и плодородия.
Огонь символизирует очищение человека от недуга и зла, считаясь одним из главных символов Новруза. В этот день на улицах жгут костры. В древности костер должен был зажечь мальчик, тогда огонь считался чистым. Перепрыгивание через костер в последний вторник перед Новрузом считается обязательным обрядом для каждого человека, независимо от возраста и пола.
Для очищения души и тела, а также для исцеления от болезней нужно перепрыгнуть через костер семь раз, и произнести: "Пусть мои невзгоды сгорят в этом огне!".
Считается, что огонь очищает от скверны, облагораживает, заклинает темные силы, и все худшее, что было в старом году, сгорает в пламени этого костра. Болезни, страдания, природные бедствия, грехи "пожираются" огнем, и человек заново рождается.
Костер никогда не гасят водой. Он должен погаснуть сам. Пепел собирается и выносится подальше от дома – так несчастья и беды всех членов семьи, перепрыгнувших через костер, будут удалены вместе с пеплом.

Вторник ветра знаменует собой пробуждение природы, начало весенне-полевых работ, нового сельскохозяйственного сезона. По поверьям, в этот день проснувшийся ветер приводит в действие воду и огонь, раскрываются почки и наступает весна. В азербайджанском фольклоре много примеров, где ветер отождествляется Богом. "Йел чершенбеси" - день начала пробуждения природы, нравственной чистоты, равенства. Поэтому в этот день принято начинать выращивание неотъемлемой части Новруза – сямяни – эти ростки пшеницы считаются символом жизни, богатства, здоровья и благополучия, первый признак наступающей весны и следующего за ней лета. Нет семьи, отмечающей Новруз без сямяни.

Самый торжественный из четырех вторников "вторник земли". "Илахыр чершенбе" отмечают не менее торжественно, чем сам Новруз. За несколько дней до "Илахыр чершенбе" делают генеральную уборку. В этот день обиженные мирятся, забывается все плохое, и люди вступают в новый этап жизни.

На следующий день после "Илахыр чершенбе" хозяин берет горстку пшеницы и кидает на крышу дома, призывая в дом процветание и благополучие. Члены семьи собирают в глиняный кувшин "черные" монеты, уголь, соль и их сбрасывают с крыши дома на улицу. Уголь символизирует труднее дни, "черные" монеты – бедность, соль - обжорство.

Наличие свеч на столе в "чершенбе" обязательно. Украшением стола становится плов, ведь рис символизирует богатство. На столе должны быть сямени, шекербура, пахлава. Люди украшают праздничную хончу, заходят в каждый дом и угощают тех, у кого нет возможности отмечать праздник. Принято угощать малоимущих, поэтому Новруз считают праздником добра, гуманизма и равенства.
Независимо от погодных условий, в последний чершенбе все выходят на поле, пашут землю. Основная цель в этом ритуале разбудить землю и знаменовать о начале земледелия.
В последний, главный вторник тоже прыгают через костры, отдавая все невзгоды огню, забирая себе тепло пламени. При разжигании праздничного костра, нельзя использовать сырую древесину. Девушки водят хороводы вокруг костра и желают подружкам иметь такой же теплый очаг. Незамужние девушки, стоя спиной к двери, бросают левый тапок в дверь. Если тапок кончиком будет стоять к двери, значит, девушка в этом году выйдет замуж, в противном случае, девушке придется подождать еще год.
Принято также радовать души умерших. По поверьям, в этот день их души посещают родные очаги.

До наступления темноты в день "илахыр чеpшенбе" принято гадать. Девушки и юноши обычно подходят к дверям соседей и "подслушивают" их разговор, а затем на основе первых услышанных слов делают выводы об исполнении своих желаний.
Молодежь до утра не спит, веселится, поет, танцует. В "илахыр чершенбе" люди, преодолевая все страхи, невзгоды, трудности, желают вступить в новый год в обновленном духе и в хорошем настроении.
Девушки в посуду с водой бросали две иголки с ватой на кончиках, чтобы они не пошли ко дну и загадывали желание. Если иголки приближались друг к другу, то считалось, что желание исполнится. Еще можно подвесить обручальное кольцо на нитку и три раза опустить его в стакан с водой. Кольцо начинает вертеться и ударяться о стенки стакана - сколько раз зазвенит стакан, в этом возрасте девушка и выйдет замуж.
В "илахыр чершенбе" влюбленные юноши для выражения своих чувств вывешивают платок из дымохода. Если хозяева дома, развязав платок, привяжут его на руку девушки, это будет означать, что родители девушки согласны выдать ее замуж. Если будут не согласны – возвращают платок несостоявшемуся жениху, завернув в него сладости.

Сам Новруз - один из самых главных и самых любимых праздников, и отмечается он весело и ярко. В этот день каждая семья старается, чтобы праздничный стол был обильным, разнообразным. На ужин обязательно готовится душистый плов, зажигаются свечи. Праздничный стол украшается сладостями.
Как национальный праздник Новруз отмечается 21 марта также в регионах России, в частности в Дагестане, Татарстане, Башкирии.

19810 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября