Вестник Кавказа

Как живут православные приходы на постсоветском пространстве

Почти месяц прошел со дня трагедии в Париже, когда в ходе вооруженного нападения на офис редакции еженедельника Charlie Hebdo были убиты 12 человек. В России реакция на произошедшее несколько отличалась от западной. Здесь карикатуристов не называли героями, и усомнились в том, что свободу слова надо ставить ваше чувств верующих, тем более, что тематикой для сатирических рисунков был не только ислам, но и христианство. Тогда три десятка православных священнослужителей приняли участие в миллионной манифестации в Грозном в защиту чувств верующих.

В итоге и власть, и руководители всех российских традиционных конфессий сошлись во мнении, что оскорбление религиозных святынь разжигает пожар межнациональной и межрелигиозной вражды во всем мире, который может быть ввергнут в глобальный межнациональный и межрелигиозный конфликт.
В Русской православной церкви (РПЦ) считают, что сейчас в мире идет борьба за то, чтобы лишить людей религиозного самосознания, благодаря которому можно обрести внутреннюю свободу. В этих условиях особую роль начинает играть консолидация верующих для борьбы с этим злом.

Вчера в Москве, в зале церковных соборов храма Христа спасителя патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с программной речью, касающейся, в частности, жизни православных приходов на постсоветском пространстве. Он коснулся церковно-государственных и церковно-общественных отношений в странах, на территории которых РПЦ "осуществляет свою спасительную миссию".

Азербайджан
Между Церковью и государственной властью сложилось конструктивное сотрудничество, о чем убедительно свидетельствуют факты передачи Бакинской епархии православных храмов. Показательно, что направленное против религиозного экстремизма законодательство Азербайджана серьезно затрудняет деятельность псевдоисламских и иных деструктивных сект.
Поддерживаются дружеские отношения с Управлением мусульман Кавказа. Значительное содействие Церкви оказывается лично его председателем шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде. Некоторые трудности возникают на уровне взаимодействия с местными органами государственной власти при реализации предлагаемых Церковью инициатив. Надеюсь, что и здесь вскоре произойдут положительные изменения.

Белоруссия
Белорусский Экзархат своими усилиями содействует укреплению духовных и культурных связей между братскими народами, сохранению традиционных ценностей. Несмотря на значительные позитивные результаты церковно-государственного диалога, до сих пор остается нерешенным вопрос о включении преподавания основ нравственности в сетку школьной программы.

Казахстан
Православие и ислам ханафитского направления являются традиционными религиями в Казахстане, где достигнут высокий уровень церковно-государственного и межрелигиозного взаимодействия. Законодательство страны обеспечивает защиту от распространения на ее территориях радикальных религиозных течений. В условиях опасности распространения религиозного экстремизма органы государственной власти проводят взвешенную политику противодействия ему, в том числе путем ограничений деятельности отдельных религиозных организаций, что находит понимание у традиционных общин. В рамках Таможенного Союза и дальнейшей евразийской интеграции видится необходимым широкий церковно-общественный диалог в стране, что благотворно скажется, в том числе на стабилизации миграционного оттока из Казахстана русскоязычных граждан.

Киргизия
Православие наряду с суннитским исламом воспринимается здесь как исторически устоявшаяся религия. Отмечается заметное потепление отношений между высшими органами государственной власти и Церковью. За небольшой период существования епархией был накоплен положительный опыт проведения общественно значимых мероприятий разного уровня.

Латвия
Там наблюдается усиление негативного отношения к Церкви со стороны некоторых политических кругов. Впрочем, государство не забывает многолетний опыт конструктивного диалога с Латвийской Православной Церковью и придерживается традиции уважительного отношения к ней. Церковь имеет возможность работать с русскоязычным населением, с общественными организациями. Однако ряд культурных и просветительских церковно-общественных инициатив не получают должного развития и реализации.

Литва
Православная Церковь Литвы пользуется всеми правами, определенными Конституцией страны, наряду с другими историческими религиями и деноминациями. Мнение православных граждан учитывается при разработке законов, связанных с культурными и просветительскими вопросами. Из государственного бюджета ежегодно выделяются средства на поддержание жизнедеятельности Церкви.

Молдавия
Здесь власть поддерживает восстановление православных храмов, среди которых есть памятники архитектуры. Развивается церковно-государственное сотрудничество в социальной и культурной областях, укрепляется взаимодействие с Вооруженными Силами, полицией и пенитенциарными учреждениями.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, Православная Церковь Молдовы обеспокоена попытками узаконить проведение общественных мероприятий сексуальных меньшинств и внесением изменений в Закон о культах, в соответствии с которым Православная Церковь Молдовы приравнивается к любой другой религиозной организации.

Таджикистан
Регулярные контакты органов власти и епархии позволяют говорить об устойчивом положении Церкви в стране. Дано согласие городских властей Душанбе на предоставление участка земли под строительство кафедрального собора. Особый потенциал епархии заключается в развитии приходского образования. Сохраняются добрососедские отношения между титульной нацией и русскоязычным населением, чему может содействовать деятельность Душанбинской епархии.

Туркмения
Несомненным достижением является создание духовно-просветительских центров при храмах в Ашхабаде и других городах. К сожалению, представителям Патриаршего благочиния сегодня не по всем вопросам, связанным с устроением церковной жизни, удается найти понимание у государственных властей. Так, остаются безответными запросы о возвращении храмовых зданий. К сожалению, за последние два года усугубилась негативная ситуация, заложниками которой стали жители страны, имеющие двойное гражданство. Со стороны некоторых органов власти к так называемым бипатридам нередко формируется явно выраженное предосудительное отношение. Остается весьма сложным вопрос о въезде в Туркменистан священнослужителей, прибывающих из-за рубежа. Зачастую въезд оказывается затруднительным. Мы с пониманием относимся к сдержанной политике стран Центральной Азии в отношении религиозных влияний из-за рубежа, ибо понимаем, что бесконтрольное развитие ситуации может привести к резкому росту числа адептов экстремистских и сектантских образований, и как результат — к тотальной дестабилизации положения в странах региона, к возможному захвату власти и кровопролитию.

Узбекистан
Закон «О свободе совести и религиозных организациях» не накладывает каких-либо серьезных ограничений на церковную деятельность, однако не предусматривает создания общеобразовательных религиозных школ и ведения миссионерской деятельности. За последние годы Православная Церковь в стране упрочила свои позиции и продолжает развивать совместную деятельность с различными сообществами, с российским, украинским, белорусским посольствами и республиканскими культурными центрами — так, за прошлый год было проведено почти 150 совместных мероприятий. Поддержку оказывает Россотрудничество. Укрепляется приходская инфраструктура, расширяется внебогослужебная деятельность.

Украина
С начала 2014 года активизировалась деятельность раскольников, в частности, так называемого Киевского патриархата, представители которого захватывают или пытаются захватить храмы канонической Православной Церкви. Это главная угроза и без того хрупкому межрелигиозному миру на Украине. Другой проблемой остается вопрос возвращения церковной собственности. Украинская Православная Церковь призывает государство принять законодательные акты о моратории на приватизацию бывшего церковного имущества и о возвращении церковного имущества приходским общинам.

Эстония
Взаимоотношения Церкви и власти развиваются весьма сдержанно. До сих пор в некоторых политических кругах сохраняется предубеждение, что Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата может представлять угрозу для государственности. Ввиду избранного политиками курса на позиционное удаление от России нуждам Эстонской Православной Церкви не уделяется должного внимания со стороны высших светских властей. Вследствие этого почти без изменений на протяжении многих лет сохраняется ситуация с передачей Церкви ее собственности. Сложившееся положение отчасти обусловлено позицией руководства Константинопольского Патриархата, не дающего согласия на возвращение храмов Московскому Патриархату.
Впрочем, на муниципальном уровне с властями выстраиваются конструктивные взаимоотношения. Учитывая значительное число православных верующих Эстонии, принадлежащих к Московскому Патриархату, власти приглашают Церковь к сотрудничеству. Церковь имеет возможность окормления учебных, медицинских и исправительных учреждений. В Эстонии создан институт военных капелланов, однако из-за высоких требований к уровню знания эстонского языка преимущественно русскоязычное духовенство Эстонской Церкви не имеет возможности широкого представительства в армейских соединениях.

 

12675 просмотров