В грузинской генпрокуратуре создан департамент «по расследованию преступлений и иных правонарушений, совершенных в ходе следственных мероприятий». Речь идет о нарушениях и преступлениях, совершенных во время следствия самими прокурорами в 2004-2012 годах, то есть во время правления Михаила Саакашвили и его команды.
Один из самых видных представителей этой команды, бывший министр юстиции и по совместительству генпрокурор Зураб Адеишвили, прозванный «серым кардиналом режима», бежал из Грузии 2 октября 2012 года, сразу после парламентских выборов, когда стало очевидно, что партия Саакашвили Единое национальное движение проигрывает коалиции «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили и в стране грядет смена власти. Причем она будет неминуемо сопровождаться расследованием преступлений, совершенных прежним режимом. Поэтому Адеишвили предпочел скрыться в Венгрии, предоставившей ему временное убежище; а несколько недель назад перебрался на Украину, где будет работать там «под крылом» Саакашвили, назначенного главой Международного консультативного совета по проведению реформ при президенте Порошенко.
Против Саакашвили и Адеишвили новое руководство прокуратуры возбудило несколько уголовных дел по обвинению в превышении служебных полномочий, но судя по созданию нового департамента в прокуратуре и высказываниям высших руководителей страны (в том числе премьера и главы минюста), это только начало - создаваемый департамент будет расследовать преступления и превышения служебных полномочий, совершенные прокурорами «по заданию высшего руководства страны».
Большинство из этих прокуроров либо по-прежнему работают в прокуратуре, либо переведены в другие силовые структуры в процессе ротации кадров. Возбуждать дела сразу против нескольких сотен следователей было бы опрометчиво. Поэтому премьер Ираклий Гарибашвили подчеркнул, что прокуроры и следователи среднего и низшего звена освобождаются от ответственности, а вся тяжесть ляжет на «высших руководителей, по чьим приказам и действовали рядовые следователи».
Доказательной базой послужат тысячи (!) заявлений бизнесменов, пожаловавшихся новой власти на произвол и «сталинско-бериевские методы», применяемые к ним следственными органами за девять лет бурного правления команды "молодых реформаторов». Львиная доля жалоб касаются отъема имущества – отчуждения в пользу государства и последующей приватизации.
Действительно, за годы правления Саакашвили, значительная часть госимущества, приватизированного в начале 1990-х, вновь оказалась в государственной собственности и была продана во второй раз. В абсолютном большинстве случаев, отчуждение имущества происходило в форме «процессуального соглашения с прокуратурой», - когда против бизнесменов возбуждали уголовные дела, скажем, за сокрытие налогов, и те были счастливы откупиться от тюрьмы, заключив со следствием такое соглашение.
Но сразу после смены власти, «пострадавшие бизнесмены» ринулись в ту же прокуратуру доказывать, что уголовные дела против них сфабрикованы, а следователи вынашивали злостные планы отчуждения имущества в пользу своих друзей, которые затем это имущество приватизировали. И даже если такие подозрения безосновательны, сама кампанейщина, присущая генпрокуратуре времен Саакашвили, создавала благодатную почву для подобных обвинений.
Кроме того, с «молодыми реформаторами» и лично с Михаилом Саакашвили сыграл злую шутку пресловутый институт «процессуального соглашения», который был ими бездумно калькирован из юридической системы США. А ведь Мишико многие предупреждали, что слепое подражание и копирование, без учета местных реалий, то есть низкой правовой культуры и качества судебно-следственной системы в целом, может привести к плачевным последствиям. Причем, не только для страны и общества, но и для него лично - новый департамент возглавил прокурор Ираклий Надареишвили, который уже возбудил против экс-президента Саакашвили четыре уголовных дела.
Судя по всему, вскоре, против бывшего президента выдвинут новые обвинения, поскольку все прокуроры среднего и низшего звена будут ссылаться на «заказ сверху». О серьезности намерений властей свидетельствует хотя бы то, что в бюджете уже предусмотрена значительная сумма (десятки миллионов лари) для компенсации пострадавшим бизнесменам. Те уже не смогут вернуть утраченное имущество, поскольку формально оно приобретено очередным владельцем на законных основаниях, но вполне могут рассчитывать на денежный эквивалент и моральную компенсацию.