В окружении бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили самой таинственной фигурой был и остается экс-министр юстиции, ген прокурор Зураб Адеишвили. О нем мало известно. Он никогда не общался с журналистами, но считался самым влиятельным и могущественным в пестрой команде Саакашвили. Говорят, Адеишвили единственный был способен изменить мнение своенравного президента, потому и слыл "серым кардиналом ", в руках которого сосредоточены все нити власти и управления. Естественно, именно его противники экс-президента считали "столпом режима".
Поэтому после смены власти (в результате победы на парламентских выборах 1 октября 2012 года коалиции "Грузинская мечта" миллиардера Бидзины Иванишвили) арест бывшего министра юстиции был неминуем. Но Адеишвили уехал из страны еще до того, как новый генпрокурор обвинил его в злостном превышении служебных полномочий, отъеме имущества у бизнесменов в пользу государства (в форме заключения с ними "процессуальных соглашений") и организации пыток заключенных.
Вскоре бывшего генпрокурора объявили сначала во всегрузинский, а потом в международный розыск. Его арест стал делом чести для новых властей. МВД направило соответствующий запрос в Интерпол, который включил Адеишвили в "красный циркуляр" преступников, разыскиваемых по всему миру.
Однако недавно имя Зураба Адеишвили исчезло из списка Итерпола. Попытки грузинских властей получить объяснения из Лиона, где находится штаб-квартира организации, завершились безрезультатно. Наконец, по неофициальным каналам стало известно, что Интерпол прекратил розыск Адеишвили в связи с предоставлением ему политического убежища в "одной из европейских стран". Какая именно страна предоставила статус политбеженца бывшему генпрокурору, обвиненному на родине в тягчайших преступлениях? Получить ответ на этот вопрос из европейских столиц или Брюсселя оказалось невозможным, как будто речь идет не о Грузии, недавно подписавшей с Евросоюзом соглашение об ассоциации, а о диктаторском, террористическом государстве, грубо и постоянно попирающем права человека.
По данным "Вестника Кавказа", покинув Грузию, Адеишвили уехал в Венгрию и премьер этой страны Виктор Орбан, считающийся близким другом Саакашвили, предоставил грузинскому "серому кардиналу" политическое убежище уже в феврале 2013 года. Впрочем, никаких официальных сообщений из Будапешта Тбилиси так и не получил. Все письма и обращения на этот счет оставались без ответа.
Тем временем экс-генпрокурор смог продать свою тбилисскую квартиру по Skype (такую возможность для граждан он сам узаконил, будучи министром юстиции), получил за нее крупную сумму переводом, но "вычислить", откуда продавец общался с покупателем и нотариусом, спецслужбы так и не смогли. Адвокаты Адеишвили категорически отказываются назвать страну, где живет их подзащитный, хотя, возможно, и сами этого не знают. Известно лишь, что Адеишвили часто приезжает в Киев, где общается с Саакашвили, но он точно не живет на Украине постоянно.
Что касается причин, по которым Адеишвили изъят из "красного циркуляра" мотив Интерпола вполне ясен: согласно новым правилам, введенным в начале текущего года, лицо, получившее статус беженца в одной из стран-членов организации, больше не может разыскиваться по "красному циркуляру". Поэтому, скорее всего, скамья подсудимых на "процессе века" над "злым гением бывшего режима" так и останется пустой - его осудят лишь заочно. По совокупности предъявленных обвинений Зурабу Адеишвили грозит до 35 лет лишения свободы.