Выдающийся пианист, ректор Бакинской музыкальной академии имени Узера Гаджибекова, народный артист, профессор Фархад Бадалбейли 27 декабря будет праздновать свое 70-летие. А российские поклонники творчества Бадалбейли отметили его вместе с юбиляром сегодня в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Перед концертом ″Вестнику Кавказа″ удалось побеседовать с некоторыми именитыми поклонниками пианиста.
″С каким настроением можно приходить на концерт прекрасного музыканта, потрясающего пианиста, замечательного человека Фархада Бадалбейли в Концертный зал имени Чайковского? Конечно, с ожиданием встречи с хорошей музыкой, с замечательным исполнением″, - сказала ″Вестнику Кавказа″ оперная певица, вдова Муслима Магомаева Тамара Синявская. ″Я пожелала бы ему здоровья и душевного равновесия, чтобы он продолжал заниматься также прекрасно своим делом, как он все это время делает. Мне особенно приятно ему пожелать всего самого доброго, потому что нас связывает не только то, что мы бакинцы (я считаю себя тоже в какой-то степени бакинкой), но и то, что мы оба продолжаем нести память о Муслиме, в частности работая вместе в жюри конкурса имени Муслима Магомаева. Фархад - добрый мой коллега, поэтому я еще раз желаю ему самого-самого хорошего в жизни, и чтобы радости у него было побольше″, - заявила Тамара Синявская.
″Как быстротечно время! Несколько десятилетий тому назад (а кажется, что это было вчера) каждый концертный сезон Фархад Бадалбейли выступал в Большом зале Консерватории, в концертном зале "Россия", в Колонном зале Дома Союзов, - вспоминает музыковед Жанна Дозорцева. - Его очень любила молодежь. Вероника Борисовна Дударова, которая вела все концерты для молодежи, считала Фархада выдающимся музыкантом и всегда приглашала его в свои концерты. Также как и маэстро Ниязи в Баку. Я была свидетелем этого. С 1979 по 1986 год я каждую последнюю пятницу месяца ездила на так называемые занятия Университета культуры партийно-хозяйственного работника, который задумал Гейдар Алиевич Алиев с просветительской целью. Сверху это просвещение должно было идти вниз. Это была гениальная идея. Всегда концертные залы были переполнены, и попасть на них было практически невозможно. Украшением этих концертов, любимцев Ниязи, замечательного маэстро, талантливого, тонкого, поэтичного, тоже был Фархад. Эти люди, с которыми я постоянно работала, считали Фархада выдающимся музыкантом″.
″Есть несколько аспектов, которые определяют большой ты музыкант или так, хороший, но среднего калибра. Фархад - большой музыкант по всем трем критериям. Первый - - чувство стиля исполняемой музыки, способность понять характер, психологию творца этой музыки, его переживания, его личные качества. Второй момент - техническая безупречность. Третий - красота звука, - говорит Дозорцева. – У Фархада безупречная техника, как фейерверк, как каскад, как миллиарды водяных брызг. Когда он прикасается к клавишам, получается божественный, необычайно красивый звук. Глубокий-глубокий, который сразу входит в сердце, чтобы там навсегда остаться.
А как он понимает композитора! Я больше всего у Фархада любила три фортепианных концерта. Это концерт №2 Рахманинова, концерт Гершвина и концерт для фортепиано с оркестром №2 Сен-Санса. Лучше него эти концерты никто не играет. Начинался концерт Рахманинова, и возникло ощущение, когда звучало фортепиано, что где-то виднеется запорошенная снегами деревушка, отдаленный колокольный звон. Когда Рахманинов начинал говорить о человеческих чувствах, шел разрыв лирической мелодии, и Фархад умел достигать такой глубины звучания, такого масштаба, что, казалось, от красоты звука трепещет весь зал.
Когда он играет Гершвина, в этом вся жизнь темнокожего народа Америки, блистательное ощущение джаза. Умение в симфонической музыке давать джаз всегда меня поражало. Сен-Санс в исполнении Фархада - настоящая Франция, нежная, тонкая, поэтичная, изящная″.
Жанна Дозорцева поражена и Ave Maria самого Фархада Бадалбейли: ″Ave Maria исполнялась в Ватикане. Первый куплет был на латыни, а второй - на азербайджанском языке. Какой глубокий смысл - соединить две религии в Ватикане!"
Коснулась музыковед также общественной деятельности музыканта: ″Он уже 25 лет ректор консерватории. Сейчас она называется Академия искусств. Он председатель Международного союза музыкальных деятелей Азербайджана. Он создал Центр бакинской культуры и знаменитый Габалинский фестиваль, который знают сейчас во всем мире, поскольку он собирает звездный состав музыкантов. Фархад десятилетиями выступал в Москве и был любимцем публики. Взрослая публика помнит его как выдающегося музыканта. Он выступает со многими зарубежными коллективами, оркестрами. У него было блистательное турне по Америке, по Италии, по Англии. Он великолепно сыграл в Париже. Он и сегодня в самом рассвете творческих сил. Что такое 70 лет? Это же совсем не возраст для музыканта, который живет музыкой. Давайте ему пожелаем, чтобы эта жизнь в музыке продолжалась как можно дольше, и чтобы она приносила ему всегда радость и победу″.
Участник концерта, народный артист Азербайджана, профессор, пианист Мурад Адыгезалзаде рассказал ″Вестнику Кавказа″, что это далеко не первое его выступление в Московской филармонии, где он выступал и сольно и с оркестром. ″Я учился в Москве 5 лет, поэтому здесь мне все очень родное и близкое. Но сегодняшний концерт особенный. Для Фархада Бадалбейли это героический поступок, хотя он не выглядит на 70 лет и характер у него не 70-летнего человека. Но тем не менее это тяжкий физический труд, кроме того, все нужно запомнить наизусть, плюс каждый день репетиции″, - говорит Адыгезалзаде.
Изюминкой концерта он назвал сюиту Рахманинова в аранжировке. Варенберга, впервые звучащую в Москве: ″Александра Варенберг живет в Европе, но специально для нас аранжировал, именно сделал дополнение к сюите. Она уже звучала в Азербайджане, в Израиле, а в России прозвучит первый раз. Каждое выступление – это творческое волнение. Сцена не прощает неуважительного отношения к профессии. Если мало занимаешься и несерьезно относишься, то на сцене это сразу видно. Сцену не обманешь. Эту сюиту мы уже играли, репетировали в Баку. Но каждый раз одно и тоже произведение звучит по-новому. Одинаково не бывает″.
Оценивая российско-азербайджанские отношения в гуманитарной сфере, Мурад Адыгезалзаде заявил: ″Мы исторически как братья. Ничто не может изменить сложившийся фундамент и корни нашей дружбы. Россия близка нам уже на подсознательном уровне. Мне кажется, что в прошлой жизни я был христианином и был русским, поскольку все это мне очень близко и дорого″.
″Я счастлив, что сегодня в этом прекрасном зале, где выступали практически все выдающиеся мастера культуры не только Советского Союза, но и всего мира, проходит творческий вечер, посвященный юбилею моего большого друга, замечательного человека, выдающегося представителя азербайджанской культуры и общественности. Это очень приятное и очень важное событие в культуре наших двух стран. Фархад Бадалбейли является одним из тех скрепов, которые объединяют постсоветское пространство, - говорит посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы. - Это человек, который олицетворяет ту жизнь, ту музыкальную культуру, которой мы жили в Советском Союзе. Это была не самая плохая культура и не самая отсталая. Сегодня музыканты, которые получили образование в Советском Союзе, работают по всему миру и очень высоко ценятся как профессионалы″.