Вестник Кавказа

У Европы нет единой политики по Ближнему Востоку

Eurasiareview
У Европы нет единой политики по Ближнему Востоку

Европа - ближайший сосед Ближнего Востока, где бушуют конфликты, но Евросоюзу не хватает видения и стратегии в отношении региона, утверждает Eurasiareview в материале Europe’s Disparate Approach To Middle East Policy.

С 1970-х годов стратегия США в отношении Ближнего Востока опиралась на четыре столпа: Израиль, Турцию (самую восточную границу НАТО), Египет и Саудовскую Аравию. Но Вашингтон начал отказываться от своих обязательств перед регионом еще до того, как президент Дональд Трамп вступил в должность. Европа не всегда соглашалась с США по вопросу ближневосточной политики. Взять, например, войну в Ираке: Германия и Франция не спешили вставать на сторону США в отличие от премьер-министра Великобритании Тони Блэра, который поддержал Джорджа Буша.

Несмотря на несовпадение взглядов, европейцы тесно сотрудничали со своими американскими союзниками в Ливии, Сирии, Турции и даже по спорной ядерной сделке с Ираном. Снижение интереса администрации Трампа к региону дезориентировало европейцев. ЕС в основном рассматривал своих ближневосточных соседей сквозь призму кризиса с беженцами.

Россия, в свою очередь, неуклонно отстаивала собственные интересы в регионе, совместно с Ираном поддерживая Башара Асада в Сирии и Халифу Хафтара в Ливии вместе с Египтом, Саудовской Аравией и ОАЭ. Москва также сотрудничает с производителями нефти в Персидском заливе в рамках ОПЕК+.

Европа же свою стратегию не разработала. Европейские страны, подписавшие ядерное соглашение, тщетно пытались спасти сделку после ухода США. Однако санкции Америки оказались чрезмерными, и в итоге Иран нарушил условия соглашения.

Что касается Ливии, европейцы пытались работать с международным сообществом для достижения прекращения огня. В январе в Германии состоялась конференция, на которой было заключено соглашение, но у Европы не было единого фронта: Италия встала на сторону поддерживаемого ООН правительства национального лидера Фаиза Сараджа, а Франция поддержала Хафтара. Перемирие продолжалось всего восемь дней. В этом месяце генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил о последствиях ”беспрецедентного уровня” иностранного вмешательства в страну.

По-видимому, Европа вновь озаботилась проблемой беженцев: спасательные суда сталкиваются со всеми возможными препятствиями, начиная от того, что им не разрешается заходить в гавани, до объявления их непригодными для использования по техническим причинам. Европейскому агентству пограничной и береговой охраны, Frontex, поручено создать санитарный кордон против беженцев. Теперь даже коммерческие суда спасают беженцев от гибели на море и возвращают их в бесчеловечные условия в Ливии.

Ничто так не свидетельствует об отсутствии четкой политики и видения, как отношения Европы с Турцией. ЕС выражает обеспокоенность по поводу Турции, когда речь заходит о демократии, свободе слова и разведке нефти у побережья Кипра, при этом блок заключил мигрантское соглашение, по которому Анкара сдерживает беженцев в обмен на поддержку в размере 6 млрд евро ($6,8 млрд).

ЕС видит себя не только как экономический и политический союз, но и как единое содружество с точки зрения ценностей. На самом деле, большинство европейских лидеров считают, что Турция больше не соответствует параметрам, необходимы для вступления в союз. Об этом голландцы и австрийцы заявили после встречи министров иностранных дел ЕС в понедельник. Министры иностранных дел не только раскритиковали репутацию Турции в области демократии, но и возложили на нее ответственность за вторжение в Сирию и за военное участие в Ливии, где Анкара поддерживает Сараджа. Хоть критика министров иностранных дел ЕС и говорит об изменении тона, но при этом блок понимает, что ему нужна Турция, если они хотят сохранить маршрут западных Балкан закрытым для беженцев. Анкара заставила содрогнуться многие европейские правительства, отправив тысячи беженцев к греческой границе в марте, когда в Европе началась пандемия коронавируса. 

Все вышеперечисленное говорит об отсутствии видения и четкого плана. Одним из пяти приоритетов Ангелы Меркель для председательства Германии в ЕС в течение шести месяцев было определение позиции блока в мире. Ей многое предстоит решить, и не последнюю очередь найти компромисс по предложенному пакету помощи пострадавшим от коронавируса в размере 750 млрд евро. На карту поставлена сплоченность союза. Европейцам единая позиция и более сильный и единый голос, когда дело доходит до взаимодействия с ближайшими соседями и их конфликтами. Никто не может игнорировать свое окружение - ни люди, ни народы. Проблемы соседей слишком часто становятся собственными: поток беженцев, направляющихся в Европу, служит тому примером.

9995 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ